к. э. н., ведущий научный сотрудник
Центра внешнеэкономических исследований
Российской академии наук
McKinsey Global Institute и Московское отделениекомпании «МакКинзи» по своей инициативе и наоснове самофинансирования в течение 1988—1999 гг.провели исследование российской экономики.Заключительный доклад получил название«Экономика России: рост возможен. Исследованиепроизводительности ключевых отраслей». Висследовании анализируются причины низкойэффективности российской экономики. Опираясь напервичные данные о работе компаний, Институтизучил состояние и перспективы развития десятиотраслей и производств, а именно: чернойметаллургии, цементной промышленности,нефтедобывающей промышленности, молочнойпромышленности, кондитерской промышленности,жилищного строительства, розничной торговлипродуктами питания, розничной торговлипотребительскими товарами, гостиничных услуг,производства программного обеспечения. Конечно,этот набор отраслей далеко не полностьюпредставляют всю российскую экономику, однако онвполне достаточен для определенных выводов изаключений.
Авторы ставили перед собой некоторыесущественные ограничения. Так, они совершенно некасаются политических аспектов современногоразвития России. В конечном счете, в исследованиимногие моменты не объясняются, а лишьконстатируются. Поэтому в ряде случаеврекомендации авторов не имеют всестороннихобоснований, а звучат как добрые пожелания. Приэтом широко использовался принцип аналогии сиспользованием примеров преобразований в другихстранах.
Общая экономическая ситуация в Россиихарактеризуется следующим. Если за начальнуюточку отсчета принять 1992 г., то к концу 1999 г.внутренний валовый продукт (ВВП) в расчете надушу населения сократился на 40% и ныне составляет15% от уровня США. Уровень безработицы превысил 12%1.
Производительность труда в Россиинаходится на невысоком уровне. В среднем подесяти исследованным отраслям и производствамее уровень достигает 19% от уровня США. Наиболеевысокое место по производительности принадлежитпроизводству программного обеспечения (38% отуровня США), самое низкое — цементнойпромышленности (7% от уровня США).
На предприятиях, созданных еще всоветское время, производительность труда в I992 г.достигала примерно 30% от американского уровня. Кнастоящему времени этот показатель снизилсявдвое. Объяснение этого феномена состоит вследующем: в компаниях не была проведенареструктуризация, хотя спрос на их продукциюрезко сократился, особенно когда потребителисмогли покупать импортные товары. Примерночетверть мощностей в российской промышленностисосредоточена сегодня на мелких или моральноустаревших предприятиях, которые продолжаютфункционировать и содержать чрезмерный штатсотрудников.
Несколько иначе обстоит дело напредприятиях, появившихся после 1992 г.эффективность этих предприятий также низка.Практически не создается новых мощностей внефтедобыче и в производстве потребительскихтоваров, хотя в этих отраслях Россия могла быбыстрее всего улучшить свои экономическиепоказатели. Большинство новых предприятий илислишком малы, чтобы работать эффективно, или неиспользуют современных технологий.
Положительный эффект конкуренциитеряется из-за ее неравных условий, что ведет кснижению производительности. Как это нипарадоксально, в России наиболее эффективныепредприятия зачастую оказываются наименееприбыльными, в результатевысокопроизводительным компаниям не удаетсяотвоевать более значительную долю рынка ивытеснить с него менее эффективные предприятия.
В девяти из десяти исследованныхотраслей и производств главной причиной низкихэкономических показателей были неравные условияконкуренции. Обычно это неравенство вызваностремлением органов власти решить социальныепроблемы, возникающие в регионах.
С этой целью региональные органывласти предоставляют неэффективнымпредприятиям скрытие субсидии за счетфедерального бюджета. Чаще всего речь идет ольготах по налоговым платежам и расчетам заэнергоносители. Цель этих субсидий —предотвратить закрытие предприятий и ростбезработицы. Но от подобных действий страдаютпредприятия, которые, по всем объективнымкритериям, работают сравнительно хорошо. Они немогут обеспечить достаточный объем инвестицийдля своего расширенного воспроизводства.
В конечном счете, неравные условияконкуренции ведут к макроэкономическойнестабильности, сокращению бюджетных доходов иросту расходов.
Неравенство условий конкуренциипринимает самые разнообразные формы:
— неодинаковые ставки и режимналогообложения предприятий одной и той жеотрасли;
— неравные условия распределенияземли и государственных заказов;
— неравенство фактических цен наэнергоресурсы для разных компаний одной и той жеотрасли;
— неравенство административныхтребований, предъявляемых к различным компаниям;
— неравные условия применениязаконов, например в отношении прав наинтеллектуальную собственность;
— неравные условия уплаты импортныхпошлин;
— неравные условия доступа кэкспортной инфраструктуре, контролируемойгосударством.
Неравенство условий конкуренции имеетнекоторую специфику в отдельных отраслях.
В черной металлургии и цементнойпромышленности морально устаревшиепредприятия продолжают функционироватьблагодаря тому, что оплачивают лишь малую долюстоимости потребляемой ими энергии (расходы наэнергоносители — главная составляющая ихсебестоимости). Поскольку эти предприятияявляются крупнейшими работодателями в своихгородах2, муниципальные и региональныеорганы власти идут на все ради их сохранения.Этим заводам предоставляются скрытые субсидиина энергоносители, при этом не обращаетсявнимания на их задолженность РАО «Газпром» и РАО«ЕЭС России». Эта задолженность накапливается науровне местных газораспределительныхорганизаций и энергоподразделений, которыезачастую контролируются региональными органамивласти. Существующее законодательство ипрактика его применения делают банкротствопредприятий невозможным. А это блокируетэкономический рост во многих промышленныхотраслях. Скрытые субсидии являются средствомперераспределения ресурсов в пользунеэффективных предприятий и могутрассматриваться как штрафы, налагаемые навысокопроизводительные компании.
Что касается нефтедобывающейпромышленности, то Россия располагаеткрупными, экономически привлекательнымизапасами нефти, которые могут стать источникомдополнительной экспортной выручки и налоговыхпоступлений. Однако непредсказуемостьэкономической политики сдерживает инвестиции вразработку новых нефтяных месторождений.Сказывается также низкое качествосоответствующего законодательства, в частностизакона о разделе продукции. Поэтому принятиепоследнего не привело на практике к привлечениюв отрасль иностранных инвестиций. В условиях невполне свободных внутренних цен на нефтькомпании неохотно идут на крупные долгосрочныевложения средств.
В нефтедобыче также проявляетсянеэффективность применяемых способов решениясоциальных задач. Органы власти в последнеевремя намеренно ограничивают экспорт, несмотряна хорошую конъюнктуру на мировых рынках. Этоделается ради обеспечения поставокнефтепродуктов по явно заниженным ценам такназываемым стратегическим секторам — сельскомухозяйству и ВПК. Анализ положения дел внефтедобыче России подводит авторов доклада кочень ответственному заключению, котороесчитаем целесообразным воспроизвести дословно:«Учитывая сегодняшний уровень истощениясуществующих нефтяных месторождений, политикаограничения экспорта может превратить Россию к2009 г. в импортера нефти, если же предоставитьинвесторам, в особенности иностранным компаниям,имеющим доступ к дешевым источникамфинансирования, необходимые гарантии,нефтедобыча в России могла бы удвоиться втечение десяти лет. Такого прироста хватило быкак для удовлетворения внутреннего спроса (дажепри быстром росте российской экономики), так идля увеличения экспорта нефти не менее чем на 50%.Кроме того, это дало бы дополнительные налоговыепоступления для выплаты компенсаций«стратегическим» отраслям3 в связи слиберализацией цен на нефть».
Авторы доклада рассмотрели тривозможных варианта развития нефтедобычи вРоссии (см. нижеприведенную схему).
Возможные сценарии развитиянефтедобычи
Источник: анализ «МакКинзи».
В кондитерской промышленности региональныеи муниципальные органы власти не даютэффективным компаниям, способным вкладыватьсредства в существующие кондитерские фабрики,сокращать штаты и повышать производительностьтруда. В арсенале местных органов власти естьмногочисленные средства влияния на директоровпредприятий, такие, например, какпротивопожарные, санитарные и другие проверки.Число такого рода проверок на предприятии можетдостигать 400 в год, то есть больше, чем однапроверка в день. Одновременно региональныеорганы власти могут оказывать поддержкунеэффективным кондитерским фабрикам, тактическиснимая с них обязательства по уплате местныхналогов или помогая им платить меньшефедеральных налогов. В результате и без тогонемногочисленные в отрасли иностранныекомпании, законопослушные и эффективноуправляемые, оказываются менее прибыльными(после уплаты налогов), чем ихнизкопроизводительные местные конкуренты. Так,по данным за 1997 г., новые предприятия вкондитерской промышленности России, созданныеиностранными инвесторами, имелипроизводительность труда, достигающую 70% отуровня США, а российские фабрики — только 10%. В тоже время на фабриках первой группы прибыли небыло, а был убыток в 7%; на фабриках же второйгруппы прибыль составила 17%. При этом фабрикипервой группы владели 13% рынка, а фабрики второйгруппы — 74%.
А вот как обстоят дела в жилищномстроительстве. Более половины объема всегожилищного строительства в России до сих порфинансируется государством. Хотя официальногосударственные заказы должны распределятьсячерез систему тендеров, они почти неизменнодостаются одним и тем же бывшим советскимкомпаниям, тесно связанным с местными органамивласти. В результате у этих компаний нетзаинтересованности в повышении своей крайненизкой производительности труда, которая моглабы быть увеличена в четыре раза без значительныхинвестиций. Смысл негласной сделки, которуюзаключают строительные компании с местнымиорганами власти, заключается в получении заказовв обмен на сохранение рабочих мест.
Производительность труда в розничной торговлепродуктами питания и потребительскими товарами находитсяна низком уровне из-за крайней малочисленностипредприятий современных форм торговли:супермаркетов, гипермаркетов, крупных торговыхцентров, сетей магазинов. Доля супермаркетов —самой эффективной формы розничной торговлипродуктами питания — составляет в России менее 1%рынка. Доля супермаркетов невелика потому, чтоиз-за особенностей проводимой экономическойполитики современные магазины проигрываютоптовым рынкам и киоскам в конкурентной борьбе.Последние платят меньше налогов, подвергаютсяменее строгому контролю в отношениипроисхождения продаваемых товаров и получаютболее дешевый доступ к лучшим торговымплощадкам. По данным «МакКинзи», в 1998 г. индекссредних цен на оптово-розничных рынках составлял83% от средней цены в гастрономах, а всупермаркетах (по оценке) — 96%. При этомсупермаркеты платили государству 8% налогов, аоптово-розничные рынки — всего лишь 0,2%. Такимобразом, более низкие цены на оптово-розничныхрынках достигаются, во-первых, за счетфактического освобождения от уплаты налогов;во-вторых, за счет преференций, о которыхговорилось выше; в-третьих, за счет более низкогокачества продукции; в-четвертых, за счет болеенизкого качества обслуживания.
В производстве программногообеспечения сложилась специфическаяобстановка. Неравные условия конкуренции здесьсоздают не органы власти, а особый вид участниковрынка — компьютерные пираты. Посколькупродукция российских компаний, выпускающихпакеты программ, бесконтрольно тиражируетсяпиратами, у легальных производителей не хватаетсредств на разработку новых продуктов, врезультате им трудно выживать на рынке. По даннымза 1997 г., процент пиратского программногообеспечения от общего числа используемого встране достигал в России 89%. Надо заметить, что и вСША процент пиратства в этой области был также нетаким уж малым — 27%.
Наряду с основной причиной низкойпроизводительности труда в России —неравенством условий конкуренции — называются инекоторые другие. Среди них проблемы в областикорпоративного управления, неадекватностьинфраструктуры, слабость судебной системы.
Проблемы в области корпоративногоуправления являются следствием двухобстоятельств: перехода приватизированныхпредприятий в собственность их руководителей инеобеспеченности прав акционеров. В связи снезащищенностью прав акционеров инеблагоприятным инвестиционным климатомдиректора предприятий заинтересованы в переводесредств компании в принадлежащие им торговые ииные фирмы, а не в реструктуризацию илиинвестиции. Примеры такого поведениямногочисленны и часто встречаются вметаллургической, цементной и нефтедобывающейпромышленности.
Ограничения мобильности рабочей силы наблюдаютсядовольно часто, что оказывает негативноевоздействие на экономику. Подобные ограничениямогут привести к обострению социальнойнапряженности в населенных пунктах сградообразующими предприятиями, однако онипрактически не ограничивают возможностирастущих компаний набирать новых сотрудников.Например, в Москве, где считается, что рабочейсилы недостаточно, можно легко высвободить изанять в других отраслях и производствахмножество рабочих и специалистов, занятых вфинансируемом государством жилищномстроительстве. Решение социальных проблем,связанных с ограниченной мобильностью рабочейсилы, особенно на нежизне-способныхградообразуюших предприятиях, вместе с темпомогло бы ослабить противодействиереструктуризации предприятий со сторонырегиональных и муниципальных органов власти.
Отсутствие независимости и слабостьсудебной власти затрудняют обращения в суд дляустранения неравенства условий конкуренции. Темне менее и в этих условиях частные компаниинаходят способы заключения гарантированныхсделок (например, оплата наличными в моментпоставки) или обращаются в третейские судебныеинстанции.
Недоверие к российской валюте и банкам,особенно после августовского кризиса 1998 г.,удерживает население от размещения в банкахсвоих сбережений, которые впоследствии могли быиспользоваться этими банками для кредитованияпредприятий.
Определенным препятствием дляэкономического роста является неразвитостьтранспортной инфраструктуры. Хотя при этомавторы доклада не склонны преувеличиватьнегативные последствия этого фактора, полагая,что основной экономический потенциал Россиинаходится к западу от Урала. Возможно, чтоинститут «МакКинзи» в данном случае проявилизлишний оптимизм в отношении транспортнойобеспеченности территории России.
Авторы доклада считают, что в ходедальнейших экономических реформ следуетобратить внимание прежде всего на сектора свысоким потенциалом роста. Устранениенеравенства условий конкуренции, особенно вотраслях с высоким потенциалом роста, позволилобы России достичь устойчивых и быстрых темповэкономического роста — до 8% в год, что обеспечилобы удвоение ВВП на душу населения в течениепредстоящего десятилетия.
Проведенный институтом «МакКинзи»анализ показывает, что наряду с нефтедобывающейпромышленностью, где можно резко увеличить объемэкспорта, рост объема производства произойдет вотраслях, производящих товары потребления(пищевая, легкая, автомобильная промышленность) впорядке замещения импорта, доля которого сегоднявысока. Увеличится спрос на новые услуги.
В ходе отраслевого анализа былоустановлено, что около 75% старых (созданных до 1992г.) российских предприятий являютсяжизнеспособными при условии их модернизации ивнедрения современной системы управления.Предполагая равенство условий конкуренции, естьоснования утверждать, что подобная модернизацияпривела бы к росту объема производства на этихпредприятиях в среднем на 40% при наличииинвестиций, не превышающих 5% от величины ВВП вгод в течение пяти лет.
Прямые иностранные инвестиции можнопривлечь в крупных объемах в отрасли с высокимитемпами роста и в жизнеспособные предприятия приусловии устранения неравенства конкуренции.Иностранные компании могли бы предоставить нетолько валюту, необходимую для закупокоборудования за рубежом, но и передовыеуправленческие технологии, без которыхневозможна продуктивная эксплуатация этогооборудования4.
В одной только нефтедобывающейпромышленности в ближайшие десять лет объеминостранных инвестиций может достигнуть 80 млрд.долларов США, что равняется примерно 3%российского ВВП, совокупного за весьпрогнозируемый период. Иностранные нефтяныекомпании смогут также привнести опыт итехнологии, позволяющие удвоить эффективностьбуровых работ на новых месторождениях.
В рассматриваемом докладе содержитсямного упреков в адрес местных органов власти,которые из-за ограниченности своегоэкономического кругозора часто выступают в ролитормоза рыночных преобразований, идущих вРоссии. Но на этом фоне есть удачные исключения.Так, Новгородская область служит редким примеромуспешной экономической политики на региональномуровне. В область удалось привлечь больше прямыхиностранных инвестиций на душу населения, чемподавляющему большинству российских регионов,включая расположенный рядом и имеющий прямойморской выход на западные рынки Санкт-Петербург.Причина успеха Новгородской области —упрощение административных процедур и порядкаполучения земельных участков, а такжепредоставление налоговых льгот инвесторам. Врезультате проведения такой политики начиная с1995 г. в области наблюдается экономический рост, аболее половины выпускаемой промышленнойпродукции обеспечивается ныневысокопроизводительными компаниями синостранными инвестициями.
Успехи Новгородской области особенноубедительны на фоне средних показателей поРоссии в целом. В период 1995—1998 гг. среднегодовыетемпы роста ВВП по России составили –2,7%, вНовгородской области — +3,8%. При этом в период1995—1997 гг. совокупный объем прямых иностранныхинвестиций в расчете на душу населения по всемрегионам России составил 9 долларов США, а вНовгородской области — 49. В 1998 г. доля продукциипредприятий с прямыми иностранными инвестициямив общем объеме производства промышленнойпродукции в среднем по России составила 5,4%5,а в Новгородской области — 62,4%.
Хотя исследователи внесли в свою работу многиеограничения (не затронуты проблемы сельскогохозяйства, газовой промышленности, угледобычи,отраслей ВПК, по существу нет региональногоаспекта, не затронуты проблемы формсобственности, в том числе проблемы продажиземли в частную собственность и др.), онаотличается оригинальностью и глубинойпримененных подходов. Тщательное изучениерассматриваемого доклада, несомненно даетбогатую пищу для определения путей дальнейшегореформирования российской экономики, длясовершенствования экспортной базы страны, дляповышения эффективности экспортно-импортных ииных внешнеэкономических связей.
______________________________________
1 Приведенные выше и последующие статистическиеданные могут не совпадать с официальнымисведениями Госкомстата РФ. Однако они отражаютпозицию авторов исследования, являютсярезультатом их собственных расчетов и оценок.
2 На отдельных металлургических заводах занятопримерно от одной пятой до половины общейчисленности рабочей силы города.
3 Имеются в виду сельское хозяйство и ВПК.
4 Правда, справедливости ради следует напомнить,что западные компании далеко не всегда идут напродажу России самых совершенных видовоборудования и управленческих технологий.
5 Данные за первый квартал 1996 г.
|