Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N2 / 2002

Автобум по-русски

Канунников C.И.,

аналитик еженедельника «Белорусский рынок»
 
Канунников Д.С.,
корреспондент еженедельника «Белорусский рынок»

Напомним, в июле 2001 г. на месяц-два вперед российскими турфирмами были распроданы шоп-туры по рынкам азиатских и европейских автопроизводителей, а заходящие, например, во Владивостокский порт теплоходы вновь, как и десять лет назад, напоминали новогодние елки — из-за густо уставленных на палубах разноцветных японских б/у авто.

В итоге «наши» основательно почистили мировые «автосвалки», оставив там миллиарды «зеленых» и перетащив весь утиль в родные пределы. Чем немало облегчили задачу ведущих автопроизводителей по утилизации автохлама.

Спусковым механизмом для очередного высвобождения энергии россиян послужила, казалось бы, мелочь — организованная утечка информации с заседания ранее малоизвестной комиссии Внешторга, моментально растиражированная СМИ.

В июле-августе 2001 г. только ленивый не писал о предполагаемом с 01.01.2002 г. 2—3-кратном повышении российских ввозных пошлин на иномарки, возраст которых превышает 6—7, а по некоторым слухам, и 5 лет. Не устояло перед соблазном и академичное «Радио Свобода», посвятив анализу последствий летнего 2001 г. автобума раздел передачи «Дело и деньги» от 11.08.2001 г. (проблемы защиты атмосферы, меры безопасности при эксплуатации старых авто, превращение России в ядерно-автомобильное кладбище). Эксперты «Радио Свободы» недоумевали — зачем же было затевать весь этот «сыр-бор» с пошлинами, если импорт старых машин в РФ к 2001 г. и без того сократился?!

Справка. В 2000 г. импорт подержанных иномарок в Россию вырос примерно в 1,5 раза — до 300—400 тысяч автомобилей в год (примерно 50% мощности АвтоВАЗа), в основном за счет роста доли машин, возраст которых не превышал 5 лет.

В итоге только в Западную Европу энергичные россияне инвестировали в 2001 г., по нашим оценкам, порядка 2,5 млрд. долл., причем не менее 0,5 млрд. из них пришлось на «утилизацию» автостарья. И этим немало поспособствовали оздоровлению экономической и экологической ситуации в еврозоне.

Капитализация предпочтений

Сопоставим показатели автоспроса московского авторынка (наиболее развитого в России) в начале автобума и в конце летнего сезона 2001 г., используя для этого объявления из московских выпусков газеты «Из рук в руки» (см. табл. 1).

Из таблицы видно, что общий спрос (с июля по конец сентября) на подержанные автомобили вырос на 4,8% при снижении потребности в аварийной технике на 4,5%. Одновременно спрос на б/у иномарки увеличился почти на 20, а на внутреннюю автопродукцию упал на 10,5%. Заметно — на 7,3% — снизилась заинтересованность москвичей в «ВАЗах», на 0,3% — в «Москвичах», при росте 0,7% потребности в легковых «ГАЗах».

Таблица 1

Показатели спроса на рынке легковых подержанных автомобилей
(Москва, июль-сентябрь 2001 г. [1—3])

Показатели

Ситуация к 13.07.01

Ситуация к 28.09.01

Объем спроса (шт.), в т.ч.:

743

779

                  - импорт

390

463

                  - автомобили производства СНГ

353

316

Индекс «импортСНГ»

1,1

1,47

Удельный вес в спросе битых и аварийных машин, %

66,0

61,5

Удельный вес в спросе моделей Ауди, %

6,7

8,3

      -«-                                 -«-      БМВ, %

6,2

5,1

      -«-                                 -«-     Мерседес, %

5,7

7,4

      -«-                                 -«-     VW, %

6,5

5,4

      -«-                                 -«-      Опель, %

3,5

4,5

      -«-                                 -«-      ВАЗ, %

38,4

31,1

      -«-                                 -«-      ГАЗ, %

3,5

4,2

      -«-                                 -«-      Москвич, %

4,8

4,5

Вероятно, к последствиям восточнославянского феномена «достоверного слуха» можно отнести и осенний скачок на дорогой (на 1,7% — «Мерседес», на 1,6% — «Ауди») и относительно дешевый («Опель» — 1%) импорт. Отметим попутно, что в момент, когда почти все нуждающиеся россияне отправились в дальние края за иномарками, те оставшиеся на московском рынке 60% потребителей битых и аварийных авто (если судить по общему спросу), вероятно, и представляли собой основную часть перекупщиков — реставраторов московского утиля. Следовательно, около 10% объема предложения московского авторынка — это восстановленные после аварии, утопленные или горелые машины. Что очень небезопасно для будущих их владельцев. Ощущая московский спрос «на все», в столицу РФ потянулись и поставщики неликвидной автотехники из ближнего зарубежья — с Беларуси, с Украины...

Попытаемся оценить ситуацию на московском вторичном авторынке с точки зрения предложения подержанных автомашин (см. табл. 2). За 2,5 месяца, то есть с момента утечки информации о предполагаемом росте российских таможенных пошлин, предложение подержанного импорта сократилось на 6,0%. Очевидно, сей феномен (напомним, спрос вырос на 4,8%) объяснялся активным изъятием из рыночного оборота наиболее ликвидной части автотехники, которая уже обрела своих инициированных слухами хозяев.

«Нечаянно» спровоцированный правительством РФ рост спроса на импорт привел к сентябрьскому 2001 г. снижению на 8,3% важного рыночного показателя — индекса «предложение/спрос», хотя по всем канонам в эту пору года его значение должно было бы возрасти раза в полтора. Ощутимо — на 4,5% — к сентябрю 2001 г. в московском предложении увеличился удельный вес подержанных «Жигулей» (напомним, спрос на них в рассматриваемом периоде сократился на 7,3%), но, как бы в утешение остальным местным автопроизводителям, несколько лучше стали раскупаться б/у «ГАЗы» (доля которых в предложении сократилась на 0,7% и на 0,7% возросла в спросе) и «Москвичи» (0,5 и 0,3% соответственно).

Учитывая предполагаемые критерии правительства РФ относительно возраста будущего подержанного импорта, интересно проследить качественные изменения в предложении иномарок как на территории России, так и в Беларуси — на пути европейских машин в РФ (см. табл. 3).

Таблица 2

Показатели предложения на рынке легковых подержанных автомобилей
(Москва, июль-сентябрь 2001 г. [1—3])

Показатели

Ситуация к 13.07.01

Ситуация к 28.09.01

Объем предложения (шт.), в т.ч.:

5695

5500

                  - импорт

3850

3620

                  - автомобили производства СНГ

1845

1865

Индекс «предложениеспрос» (общий)

7,7

7,06

Индекс «импортСНГ» (в предложении)

2,10

1,92

Удельный вес германских автомобилей (в предложении), %

31,0

30,9

           в том числе: - продукция VW-Груп, %

14,5

14,3

                                                  -  Мерседес, %

8,4

9,2

                                                  -  БМВ,  %

6,3

6,6

                                                   - Опель, %

3,8

4,2

Удельный  вес японских автомобилей (в предложении), %

11,4

16,4

      -«-              -«-     американских   -«-, %

10,7

14,2

      -«-              -«-     корейских         -«-, %

2,0

2,3

      -«-              -«-     французских     -«-, %

1,3

1,3

      -«-              -«-     итальянских     -«-, %

0,7

0,6

      -«-              -«-     российских      -«-, %, в т.ч.:

30,3

33,9

                                - ВАЗ, %

23,0

27,5

                                - ГАЗ, %

4,7

4,0

                                - Москвич, %

2,2

1,7

Ощутимо к октябрю 2001 г. «омолодилось» московское предложение моделей «Опель»: удельный вес возрастной группы 0—7 лет за 2,5 месяца вырос на 4,7% (до 45,9%). Доля их ровесниц среди «Ауди» составила 57,2% (рост на 1,3%), у дорогих «Мерседес» — заоблачные 71,5% (рост на 1,8%), характерные для весьма платежеспособной российской столицы. (Для сравнения: в столице Беларуси этот показатель не превышает 3,8%, Гродно — 10,5%, Смоленске — 7,1%.) Одновременно значительно сократилось (на 13,7% — до 41,6%) предложение популярных VW — из-за активных летне-осенних продаж, насытивших автопарк российской столицы.

В целом московский спрос на нестарые иномарки за лето 2001 г. подскочил в 1,5 раза! (Во многом благодаря шагам правительства РФ, которому состоятельный народ, судя по статистике, доверяет не очень.) Вырос и суммарный спрос на импортные подержанные автомобили — примерно до 60% от общего спроса (рост 7%). По этому показателю российская столица подтягивается к уровню западных регионов СНГ (Гродно — 72%, Брест — 75%, Минск — 78,3%) — о чем, вероятно, скорбят отечественные производители, прибегающие к малоэффективному протекционизму. Одно их может утешить — российская глубинка еще очень нескоро возлюбит подобным же образом атрибут капитализма — по причине бедности народонаселения. К примеру, в рязанском предложении доля дешевой российской автотехники в 3 раза превосходит импорт.

Таблица 3

Показатели конъюнктуры рынков подержанных легковых автомобилей
России и Беларуси 2001 г. [1—6].

  Беларусь, июль 2001 г. Россия
         

Москва

 

 
Гродно Минск Витебск Могилев Смоленск, июль 2001 г. сентябрь 2001г. июль 2001г. Рязань (июль 2001 г.)

Удельный вес (%) 0—7-летних автомобилей в общем предложении моделей

«Опель»

-

-

-

-

-

41,2

45,9

-

Ауди

5,1

8,3

0

5,9

11,5

55,9

57,2

10,0

VW

8,8

4,3

14,3

4,2

21

55,3

41,6

0

«Мерседес»

10,5

3,8

0

0

7,1

69,7

71,5

75

Спрос на иномарки:

возраст которых не превышает 7 лет, % от спроса на импорт

0

3,6

0

-

-

22,3

33,3

0

% от общего спроса

72

78,3

45,5

50,0

21,4

52,5

59,4

21,4

Индекс «предложение/спрос»:
общий

5,9

4,7

5,1

9,3

4,1

7,70

7,06

25,2

по импортным машинам

7,3

4,8

20,8

9,6

9,7

9,9

7,8

29,3

Индекс «предложение иномарок/ продукция СНГ»

8,7

4,1

2,8

2,93

1,04

2,10

1,92

0,33

При рассмотрении процесса процесса миграции иномарок с Запада на Восток хорошо заметны скачки в насыщенности автопарка регионов импортной техникой, которые не случайно совпадают с границами государств. Даже при действовавшем летом 2001 г. уровне российских таможенных пошлин «коэффициент перепада» на границе Белориссии и РФ менялся в 2,9—3, а между Польшей и Рязанью — в 1000 раз! В результате ожидаемого в РФ 2—3-кратного повышения пошлин на иномарки данный индекс европейско-азиатского перехода подскочит как минимум в 2 раза. Это значит, что на одну иномарку в предложении российских приграничных городов (Смоленск, Брянск и т.д.) будет приходиться не менее двух российских автомобилей (сейчас 1:1). Негативно российские нововведения отразятся и на Беларуси... Заметим, что в пределах только одной этой «буферной» страны индекс «иномарки/СНГ» (в предложении автомобилей) летом 2001 г. в направлении с запада на восток уменьшался в 3 раза — за счет более высокой платежеспособности западных белорусов и их лучшей осведомленности о достоинствах автотехники от ведущих мировых производителей.

В Минске дешевле, потому что беднее

Рассматривая сложившуюся к середине 2001 г. конъюнктуру на региональных авторынках, полезно оценить особенности ценообразования в трех славянских столицах (см. табл. 4). Бесспорным лидером — в смысле максимизации цены нестарых б/у автомобилей — конечно же, является Москва. Совсем немного последней уступает Варшава — несмотря на соседство Польши с неисчерпаемым авторынком Германии. Роль абсолютного аутсайдера в этой троице отведена Минску, где средняя цена, например, 5-летних «VW-Пассат» ниже варшавской на 30%, московской — на 55%. Парадокс становится понятным при сопоставлении средних зарплат в Беларуси (административно подтягивается к 100 долл. в месяц) и, например, в Польше (более 500 долл.).

 

 

Модель

Возраст,
лет

Средние цены, тыс. долл. США

Варшава

Гродно

Беларусь

Минск

Витебск

Могилев

Россия
Смоленск

Брянск

Москва

Рязань

«Ауди-80»

8

4,9

3,6

4,0

3,6*

4,1*

5,2*

5,5

6,4

7

6,5

4,5*

5,9*

7,3

6,8

«Ауди А4»

5

10,9

9,9

11,8

**

«Ауди-80»

11 и старше

3,7

1,53

1,21

1,9

2,13

1,63

2,05

2,78

2,33

«Ауди-100»

8

6,5

5,7

5,0

6,25

7,2

7,1

7

7,4

7,1*

7,3

7,0*

8,4

11 и старше

3,7

2,0

2,1

1,53

1,65*

2,31

2,2

2,24

«Ауди А6»

5

11,2

9,5*

12,5

12,9*

13,3

БМВ-3

8

6,5

3,3*

5,25*

6,7*

7,3

7

7,0

6,63

7,5

5

9,1

12,4

11 и старше

4,0

1,2

1,27

1,5*

1,3*

1,46

1,74

2,0

1,5

БМВ-5

8

6,7

6,0

6,3

7,5*

6,44

7

8,1

7,2*

9,70

5

10,2

8,5*

**

17,5*

9,6*

16,1

ВАЗ-2101

11 и старше

0,75

0,45

0,51

0,57

0,56

0,57

0,57

0,55

0,52

«Мерседес-190»

9

6,1

5,3

6,2

11 и старше

5,1

2,4*

2,23

2,56

«Опель-Омега»

8

4,7

3,1*

6,1

7

5,4

5,95

5,8

**

7,6

5

9,3

6,4*

6,9

8,98

11 и старше

3,5

1,56

1,42

1,65

2,0

2,0

2,1

«VW-Гольф»

8

4,7

2,3

3,63

3,6

**

5,0*

5,71

4,5*

7

5,4

4,2

**

5,87

5

6,5

5,0

**

7,6

8,26

11 и старше

3,3

1,63

1,45

1,7*

1,7*

1,2*

1,96

2,0

2,07

«VW-Пассат»

8

5,2

3,53

3,72

**

3,4*

5,3

5,75

7

5,6

4,9*

5,17

4,6*

6,98

5

7,7

5,95

5,5*

8,6*

9,21

11 и старше

4,0

2,01

2,01

1,62

2,0

3,4*

2,84

4,0

2,7

«Мазда-626»

8

5,4

4,07

5,2

5,75

7

6,28

4,0

**

6,28

5

7,7

4,7*

7,43

8,74

11 и старше

3,6

1,53

1,48

1,85

1,28

3,1*

1,9

2,5

1,7*

* Данные только по одному автомобилю.

** Нет данных.

В Беларуси, где около 70% бюджета средней семьи уходит на питание, голубой мечтой обывателя остается «дешевая иномарка в любом состоянии». Профессиональные продавцы б/у автомобилей здесь исчезают «как класс» в силу ничтожной покупательной способности основной массы белорусов.

 


(2000—2001 гг.), тыс. долл. США

Модель

Палм-Бич
  (февраль 2000 г.)

Киев
(январь 2001 г.)

Минск

Москва

ноябрь 2000 г.

июль 2001 г.

конец сентября 2001 г.

ноябрь 2000 г.

июль
2001

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».