аналитик еженедельника «Белорусский рынок»
Канунников Д.С.,
корреспондент еженедельника «Белорусский рынок»
Напомним, в июле 2001 г. на месяц-два вперед российскими турфирмами были распроданы шоп-туры по рынкам азиатских и европейских автопроизводителей, а заходящие, например, во Владивостокский порт теплоходы вновь, как и десять лет назад, напоминали новогодние елки — из-за густо уставленных на палубах разноцветных японских б/у авто.
В итоге «наши» основательно почистили мировые «автосвалки», оставив там миллиарды «зеленых» и перетащив весь утиль в родные пределы. Чем немало облегчили задачу ведущих автопроизводителей по утилизации автохлама.
Спусковым механизмом для очередного высвобождения энергии россиян послужила, казалось бы, мелочь — организованная утечка информации с заседания ранее малоизвестной комиссии Внешторга, моментально растиражированная СМИ.
В июле-августе 2001 г. только ленивый не писал о предполагаемом с 01.01.2002 г. 2—3-кратном повышении российских ввозных пошлин на иномарки, возраст которых превышает 6—7, а по некоторым слухам, и 5 лет. Не устояло перед соблазном и академичное «Радио Свобода», посвятив анализу последствий летнего 2001 г. автобума раздел передачи «Дело и деньги» от 11.08.2001 г. (проблемы защиты атмосферы, меры безопасности при эксплуатации старых авто, превращение России в ядерно-автомобильное кладбище). Эксперты «Радио Свободы» недоумевали — зачем же было затевать весь этот «сыр-бор» с пошлинами, если импорт старых машин в РФ к 2001 г. и без того сократился?!
Справка. В 2000 г. импорт подержанных иномарок в Россию вырос примерно в 1,5 раза — до 300—400 тысяч автомобилей в год (примерно 50% мощности АвтоВАЗа), в основном за счет роста доли машин, возраст которых не превышал 5 лет.
В итоге только в Западную Европу энергичные россияне инвестировали в 2001 г., по нашим оценкам, порядка 2,5 млрд. долл., причем не менее 0,5 млрд. из них пришлось на «утилизацию» автостарья. И этим немало поспособствовали оздоровлению экономической и экологической ситуации в еврозоне.
Капитализация предпочтений
Сопоставим показатели автоспроса московского авторынка (наиболее развитого в России) в начале автобума и в конце летнего сезона 2001 г., используя для этого объявления из московских выпусков газеты «Из рук в руки» (см. табл. 1).
Из таблицы видно, что общий спрос (с июля по конец сентября) на подержанные автомобили вырос на 4,8% при снижении потребности в аварийной технике на 4,5%. Одновременно спрос на б/у иномарки увеличился почти на 20, а на внутреннюю автопродукцию упал на 10,5%. Заметно — на 7,3% — снизилась заинтересованность москвичей в «ВАЗах», на 0,3% — в «Москвичах», при росте 0,7% потребности в легковых «ГАЗах».
Таблица 1
Показатели спроса на рынке легковых подержанных автомобилей
(Москва, июль-сентябрь 2001 г. [1—3])
Показатели
|
Ситуация к 13.07.01
|
Ситуация к 28.09.01
|
Объем спроса (шт.), в т.ч.:
|
743
|
779
|
- импорт
|
390
|
463
|
- автомобили производства СНГ
|
353
|
316
|
Индекс «импортСНГ»
|
1,1
|
1,47
|
Удельный вес в спросе битых и аварийных машин, %
|
66,0
|
61,5
|
Удельный вес в спросе моделей Ауди, %
|
6,7
|
8,3
|
-«- -«- БМВ, %
|
6,2
|
5,1
|
-«- -«- Мерседес, %
|
5,7
|
7,4
|
-«- -«- VW, %
|
6,5
|
5,4
|
-«- -«- Опель, %
|
3,5
|
4,5
|
-«- -«- ВАЗ, %
|
38,4
|
31,1
|
-«- -«- ГАЗ, %
|
3,5
|
4,2
|
-«- -«- Москвич, %
|
4,8
|
4,5
|
Вероятно, к последствиям восточнославянского феномена «достоверного слуха» можно отнести и осенний скачок на дорогой (на 1,7% — «Мерседес», на 1,6% — «Ауди») и относительно дешевый («Опель» — 1%) импорт. Отметим попутно, что в момент, когда почти все нуждающиеся россияне отправились в дальние края за иномарками, те оставшиеся на московском рынке 60% потребителей битых и аварийных авто (если судить по общему спросу), вероятно, и представляли собой основную часть перекупщиков — реставраторов московского утиля. Следовательно, около 10% объема предложения московского авторынка — это восстановленные после аварии, утопленные или горелые машины. Что очень небезопасно для будущих их владельцев. Ощущая московский спрос «на все», в столицу РФ потянулись и поставщики неликвидной автотехники из ближнего зарубежья — с Беларуси, с Украины...
Попытаемся оценить ситуацию на московском вторичном авторынке с точки зрения предложения подержанных автомашин (см. табл. 2). За 2,5 месяца, то есть с момента утечки информации о предполагаемом росте российских таможенных пошлин, предложение подержанного импорта сократилось на 6,0%. Очевидно, сей феномен (напомним, спрос вырос на 4,8%) объяснялся активным изъятием из рыночного оборота наиболее ликвидной части автотехники, которая уже обрела своих инициированных слухами хозяев.
«Нечаянно» спровоцированный правительством РФ рост спроса на импорт привел к сентябрьскому 2001 г. снижению на 8,3% важного рыночного показателя — индекса «предложение/спрос», хотя по всем канонам в эту пору года его значение должно было бы возрасти раза в полтора. Ощутимо — на 4,5% — к сентябрю 2001 г. в московском предложении увеличился удельный вес подержанных «Жигулей» (напомним, спрос на них в рассматриваемом периоде сократился на 7,3%), но, как бы в утешение остальным местным автопроизводителям, несколько лучше стали раскупаться б/у «ГАЗы» (доля которых в предложении сократилась на 0,7% и на 0,7% возросла в спросе) и «Москвичи» (0,5 и 0,3% соответственно).
Учитывая предполагаемые критерии правительства РФ относительно возраста будущего подержанного импорта, интересно проследить качественные изменения в предложении иномарок как на территории России, так и в Беларуси — на пути европейских машин в РФ (см. табл. 3).
Таблица 2
Показатели предложения на рынке легковых подержанных автомобилей
(Москва, июль-сентябрь 2001 г. [1—3])
Показатели
|
Ситуация к 13.07.01
|
Ситуация к 28.09.01
|
Объем предложения (шт.), в т.ч.:
|
5695
|
5500
|
- импорт
|
3850
|
3620
|
- автомобили производства СНГ
|
1845
|
1865
|
Индекс «предложениеспрос» (общий)
|
7,7
|
7,06
|
Индекс «импортСНГ» (в предложении)
|
2,10
|
1,92
|
Удельный вес германских автомобилей (в предложении), %
|
31,0
|
30,9
|
в том числе: - продукция VW-Груп, %
|
14,5
|
14,3
|
- Мерседес, %
|
8,4
|
9,2
|
- БМВ, %
|
6,3
|
6,6
|
- Опель, %
|
3,8
|
4,2
|
Удельный вес японских автомобилей (в предложении), %
|
11,4
|
16,4
|
-«- -«- американских -«-, %
|
10,7
|
14,2
|
-«- -«- корейских -«-, %
|
2,0
|
2,3
|
-«- -«- французских -«-, %
|
1,3
|
1,3
|
-«- -«- итальянских -«-, %
|
0,7
|
0,6
|
-«- -«- российских -«-, %, в т.ч.:
|
30,3
|
33,9
|
- ВАЗ, %
|
23,0
|
27,5
|
- ГАЗ, %
|
4,7
|
4,0
|
- Москвич, %
|
2,2
|
1,7
|
Ощутимо к октябрю 2001 г. «омолодилось» московское предложение моделей «Опель»: удельный вес возрастной группы 0—7 лет за 2,5 месяца вырос на 4,7% (до 45,9%). Доля их ровесниц среди «Ауди» составила 57,2% (рост на 1,3%), у дорогих «Мерседес» — заоблачные 71,5% (рост на 1,8%), характерные для весьма платежеспособной российской столицы. (Для сравнения: в столице Беларуси этот показатель не превышает 3,8%, Гродно — 10,5%, Смоленске — 7,1%.) Одновременно значительно сократилось (на 13,7% — до 41,6%) предложение популярных VW — из-за активных летне-осенних продаж, насытивших автопарк российской столицы.
В целом московский спрос на нестарые иномарки за лето 2001 г. подскочил в 1,5 раза! (Во многом благодаря шагам правительства РФ, которому состоятельный народ, судя по статистике, доверяет не очень.) Вырос и суммарный спрос на импортные подержанные автомобили — примерно до 60% от общего спроса (рост 7%). По этому показателю российская столица подтягивается к уровню западных регионов СНГ (Гродно — 72%, Брест — 75%, Минск — 78,3%) — о чем, вероятно, скорбят отечественные производители, прибегающие к малоэффективному протекционизму. Одно их может утешить — российская глубинка еще очень нескоро возлюбит подобным же образом атрибут капитализма — по причине бедности народонаселения. К примеру, в рязанском предложении доля дешевой российской автотехники в 3 раза превосходит импорт.
Таблица 3
Показатели конъюнктуры рынков подержанных легковых автомобилей
России и Беларуси 2001 г. [1—6].
|
Беларусь, июль 2001 г. |
Россия |
|
|
|
|
|
Москва
|
|
Гродно |
Минск |
Витебск |
Могилев |
Смоленск, июль 2001 г. |
сентябрь 2001г. |
июль 2001г. |
Рязань (июль 2001 г.) |
Удельный вес (%) 0—7-летних автомобилей в общем предложении моделей
|
«Опель» |
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
41,2
|
45,9
|
-
|
Ауди |
5,1
|
8,3
|
0
|
5,9
|
11,5
|
55,9
|
57,2
|
10,0
|
VW |
8,8
|
4,3
|
14,3
|
4,2
|
21
|
55,3
|
41,6
|
0
|
«Мерседес» |
10,5
|
3,8
|
0
|
0
|
7,1
|
69,7
|
71,5
|
75
|
Спрос на иномарки:
|
возраст которых не превышает 7 лет, % от спроса на импорт
|
0
|
3,6
|
0
|
-
|
-
|
22,3
|
33,3
|
0
|
% от общего спроса |
72
|
78,3
|
45,5
|
50,0
|
21,4
|
52,5
|
59,4
|
21,4
|
Индекс «предложение/спрос»: |
общий |
5,9
|
4,7
|
5,1
|
9,3
|
4,1
|
7,70
|
7,06
|
25,2
|
по импортным машинам |
7,3
|
4,8
|
20,8
|
9,6
|
9,7
|
9,9
|
7,8
|
29,3
|
Индекс «предложение иномарок/ продукция СНГ»
|
8,7
|
4,1
|
2,8
|
2,93
|
1,04
|
2,10
|
1,92
|
0,33
|
При рассмотрении процесса процесса миграции иномарок с Запада на Восток хорошо заметны скачки в насыщенности автопарка регионов импортной техникой, которые не случайно совпадают с границами государств. Даже при действовавшем летом 2001 г. уровне российских таможенных пошлин «коэффициент перепада» на границе Белориссии и РФ менялся в 2,9—3, а между Польшей и Рязанью — в 1000 раз! В результате ожидаемого в РФ 2—3-кратного повышения пошлин на иномарки данный индекс европейско-азиатского перехода подскочит как минимум в 2 раза. Это значит, что на одну иномарку в предложении российских приграничных городов (Смоленск, Брянск и т.д.) будет приходиться не менее двух российских автомобилей (сейчас 1:1). Негативно российские нововведения отразятся и на Беларуси... Заметим, что в пределах только одной этой «буферной» страны индекс «иномарки/СНГ» (в предложении автомобилей) летом 2001 г. в направлении с запада на восток уменьшался в 3 раза — за счет более высокой платежеспособности западных белорусов и их лучшей осведомленности о достоинствах автотехники от ведущих мировых производителей.
В Минске дешевле, потому что беднее
Рассматривая сложившуюся к середине 2001 г. конъюнктуру на региональных авторынках, полезно оценить особенности ценообразования в трех славянских столицах (см. табл. 4). Бесспорным лидером — в смысле максимизации цены нестарых б/у автомобилей — конечно же, является Москва. Совсем немного последней уступает Варшава — несмотря на соседство Польши с неисчерпаемым авторынком Германии. Роль абсолютного аутсайдера в этой троице отведена Минску, где средняя цена, например, 5-летних «VW-Пассат» ниже варшавской на 30%, московской — на 55%. Парадокс становится понятным при сопоставлении средних зарплат в Беларуси (административно подтягивается к 100 долл. в месяц) и, например, в Польше (более 500 долл.).
Модель
|
Возраст,
лет
|
Средние цены, тыс. долл. США
|
Варшава
|
Гродно
|
Беларусь
Минск
|
Витебск
|
Могилев
|
Россия
Смоленск
|
Брянск
|
Москва
|
Рязань
|
«Ауди-80»
|
8
|
4,9
|
3,6
|
4,0
|
3,6*
|
4,1*
|
5,2*
|
5,5
|
6,4
|
—
|
7
|
6,5
|
—
|
—
|
—
|
4,5*
|
5,9*
|
7,3
|
6,8
|
—
|
«Ауди А4»
|
5
|
10,9
|
—
|
9,9
|
—
|
—
|
—
|
—
|
11,8
|
**
|
«Ауди-80»
|
11 и старше
|
3,7
|
1,53
|
1,21
|
1,9
|
2,13
|
1,63
|
2,05
|
2,78
|
2,33
|
«Ауди-100»
|
8
|
6,5
|
5,7
|
5,0
|
—
|
—
|
—
|
6,25
|
7,2
|
7,1
|
7
|
7,4
|
7,1*
|
7,3
|
—
|
—
|
7,0*
|
—
|
8,4
|
—
|
11 и старше
|
3,7
|
2,0
|
2,1
|
1,53
|
1,65*
|
2,31
|
2,2
|
2,24
|
—
|
«Ауди А6»
|
5
|
11,2
|
9,5*
|
12,5
|
—
|
—
|
12,9*
|
—
|
13,3
|
—
|
БМВ-3
|
8
|
6,5
|
3,3*
|
5,25*
|
—
|
—
|
—
|
6,7*
|
7,3
|
—
|
7
|
7,0
|
—
|
6,63
|
—
|
—
|
—
|
—
|
7,5
|
—
|
5
|
9,1
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
12,4
|
—
|
11 и старше
|
4,0
|
1,2
|
1,27
|
1,5*
|
1,3*
|
1,46
|
1,74
|
2,0
|
1,5
|
БМВ-5
|
8
|
6,7
|
6,0
|
6,3
|
—
|
—
|
7,5*
|
—
|
6,44
|
—
|
7
|
8,1
|
—
|
7,2*
|
—
|
—
|
—
|
—
|
9,70
|
—
|
5
|
10,2
|
8,5*
|
**
|
—
|
—
|
17,5*
|
9,6*
|
16,1
|
—
|
ВАЗ-2101
|
11 и старше
|
0,75
|
0,45
|
0,51
|
0,57
|
0,56
|
0,57
|
0,57
|
0,55
|
0,52
|
«Мерседес-190»
|
9
|
6,1
|
—
|
5,3
|
—
|
—
|
—
|
—
|
6,2
|
—
|
11 и старше
|
5,1
|
2,4*
|
2,23
|
—
|
—
|
—
|
—
|
2,56
|
—
|
«Опель-Омега»
|
8
|
4,7
|
3,1*
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
6,1
|
—
|
7
|
5,4
|
5,95
|
5,8
|
—
|
—
|
—
|
**
|
7,6
|
—
|
5
|
9,3
|
6,4*
|
6,9
|
—
|
—
|
—
|
—
|
8,98
|
—
|
11 и старше
|
3,5
|
1,56
|
1,42
|
1,65
|
—
|
2,0
|
2,0
|
2,1
|
—
|
«VW-Гольф»
|
8
|
4,7
|
2,3
|
3,63
|
—
|
3,6
|
**
|
5,0*
|
5,71
|
4,5*
|
7
|
5,4
|
—
|
4,2
|
—
|
—
|
**
|
—
|
5,87
|
—
|
5
|
6,5
|
—
|
5,0
|
—
|
—
|
**
|
7,6
|
8,26
|
—
|
11 и старше
|
3,3
|
1,63
|
1,45
|
1,7*
|
1,7*
|
1,2*
|
1,96
|
2,0
|
2,07
|
«VW-Пассат»
|
8
|
5,2
|
3,53
|
3,72
|
**
|
3,4*
|
—
|
5,3
|
5,75
|
—
|
7
|
5,6
|
4,9*
|
5,17
|
4,6*
|
—
|
—
|
—
|
6,98
|
—
|
5
|
7,7
|
—
|
5,95
|
5,5*
|
—
|
—
|
8,6*
|
9,21
|
—
|
11 и старше
|
4,0
|
2,01
|
2,01
|
1,62
|
2,0
|
3,4*
|
2,84
|
4,0
|
2,7
|
«Мазда-626»
|
8
|
5,4
|
—
|
4,07
|
—
|
—
|
—
|
5,2
|
5,75
|
—
|
7
|
6,28
|
—
|
4,0
|
—
|
—
|
—
|
**
|
6,28
|
—
|
5
|
7,7
|
4,7*
|
7,43
|
—
|
—
|
—
|
—
|
8,74
|
—
|
11 и старше
|
3,6
|
1,53
|
1,48
|
1,85
|
1,28
|
3,1*
|
1,9
|
2,5
|
1,7*
|
* Данные только по одному автомобилю.
** Нет данных.
В Беларуси, где около 70% бюджета средней семьи уходит на питание, голубой мечтой обывателя остается «дешевая иномарка в любом состоянии». Профессиональные продавцы б/у автомобилей здесь исчезают «как класс» в силу ничтожной покупательной способности основной массы белорусов.
(2000—2001 гг.), тыс. долл. США
Модель
|
Палм-Бич
(февраль 2000 г.)
|
Киев
(январь 2001 г.)
|
Минск
|
Москва
|
ноябрь 2000 г.
|
июль 2001 г.
|
конец сентября 2001 г.
|
ноябрь 2000 г.
|
июль
2001
|
|