Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N3 / 2002

Тюменская Торгово-Промышленная Палата — ведущее звено регионального маркетинга

Капустин С.Н.,

к.т.н., зам. директора Института менеджмента и маркетинга
Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (г. Москва)

 
Кожевников Ю.И.,
к.э.н.,
зам. начальника управления по работе с филиалами АБ «Собинбанк» (г. Тюмень)

В национальной стратегии проведения реформ в части построения рыночной экономики в России особую актуальность в XXI в. приобретает роль общественных организаций и институтов, объединяющих предпринимателей. Роль эта проявляется в ориентации экономической и социальной стратегии государства на поддержку и развитие предпринимательства, формировании основ экономической, социальной, экологической, культурно-бытовой и информационной среды, обеспечивающей становление многосекторной экономики на базе различных форм собственности, конкурентности и открытости.

Важнейшим субъектом в деле продвижения экономических реформ в регионах России, создания эффективной системы маркетинга в региональной бизнес-среде, безусловно, является торгово-промышленная палата (ТПП), в цели которой, по нашему мнению, должно входить следующее:

  • дальнейшее развитие деловой и инвестиционной активности в российской экономике, увеличение производственного потенциала отечественных товаропроизводителей;
  • повышение инвестиционных возможностей регионов и кадрового потенциала компаний;
  • выделение сфер инвестиционной привлекательности в различных отраслях производства продукции и услуг;
  • выявление и последующая поддержка экономически устойчивых и динамично развивающихся предприятий, сбор и распространение информации о реальных рыночных программах наиболее успешных российских компаний.

Достижение этих целей должно конкретизироваться в следующих задачах: формирование информационной базы наиболее успешных на рынке российских компаний и кадрового резерва высококвалифицированных руководителей; повышение привлекательности российских компаний для инвесторов; дальнейшее развитие системы подготовки и переподготовки управленческих кадров; развитие инфраструктуры рынка путем оказания помощи компаниям в разработке и реализации бизнес-программ, маркетинговых и инвестиционных проектов; информационная поддержка наиболее успешных российских компаний.

Однако претворение в жизнь целей ТПП будет эффективным только с учетом территориально-отраслевой специфики соответствующего региона. На наш взгляд, целесообразно рассматривать специфику ТПП, действующих:

  • в крупных научно-промышленных многоотраслевых региональных центрах (например, Москве, Санкт-Петербурге и др.);
  • в регионах, экономика которых характеризуется развитием отраслей по комплексной разработке, освоению и промышленной переработке различных видов природных ресурсов;
  • в регионах, в экономике которых преобладает сельскохозяйственное производство и сектора, обеспечивающие развитие этого производства, — сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и т.п.;
  • в регионах с моноотраслевой экономикой.

Исходя из проведенного анализа состояния экономической среды и стратегических тенденций развития нашей страны, руководство Тюменской торгово-промышленной палаты (ТТПП) приняло решение осуществить исследования по научному обоснованию рациональной стратегии трансформирования палаты с целью максимального соответствия направлений, содержания, форм и методов ее деятельности требованиям и реалиям современного этапа процесса модернизации экономики Тюменской области.

Для этого была создана научно-исследовательская группа экспертов (12 человек) в составе ученых и специалистов Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, ТППП, Тюменского университета, представителей Законодательного собрания и Администрации Тюменской области, бизнесменов.

В ходе исследования были изучены и проанализированы материалы и документы, относящиеся к деятельности ТПП РФ, 27 региональных ТПП, включая ТТПП, и регламентирующие их деятельность на территории России и в субъектах РФ (уставы ТПП, программы и отчеты их деятельности); материалы и документы исполнительных и законодательных органов власти, в которых затрагиваются вопросы социально-экономического развития региона и развития предпринимательской деятельности и т.п.; материалы Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»; материалы ряда зарубежных торгово-промышленных палат; документы и материалы международных организаций и специализированных учреждений ООН, в которых рассматриваются проблемы и вопросы развития и поддержки предпринимательской деятельности и т.д.

Были выявлены территориально-отраслевые, социально-демографические, внешнеэкономические и другие особенности Тюменской области. Наиболее важная из этих особенностей — экономическая. Экономика Тюменской области — открытая, монопродуктовая, со слабыми внутренними хозяйственными связями. Эта особенность обусловливает объективную возможность для развития Тюменской области как крупного промышленного анклава в мировой экономике, в системе мирохозяйственных связей и международного разделения труда.

В ходе изучения роли ТТПП как субъекта управления экономическим развитием Тюменской области были проанализированы функции управления, которые выполняются в настоящее время администрацией области, другими исполнительными органами власти в отношении развития и поддержки предпринимательской деятельности в регионе. Исследование показало, что ряд этих функций может быть передан (делегирован) ТТПП, особенно в части регистрации, лицензирования, сертификации и др., или осуществляться государственными органами с участием ТТПП. Палата может также взять на себя такие функции, выполняемые Администрацией, как: осуществление комплексного анализа и прогнозирование развития экономики области и ее секторов; подготовка заключений по крупным инвестиционным проектам; подготовка предложений по структурной перестройке промышленного производства в области; разработка предложений по созданию благоприятного климата для национальных и зарубежных инвесторов и т.д.

В отношении деятельности ТТПП по конкретным направлениям социально-экономической политики администрации области в результате исследования были сформулированы конкретные задачи Палаты: в отраслях (секторах) экономики области; в сфере повышения конкурентоспособности товаров тюменских производителей; в сфере инвестиционной деятельности; в сфере малого и среднего предпринимательства; в бюджетно-финансовой сфере; в сфере внешнеэкономических и межрегиональных связей; в сфере экологии.

В результате исследований были научно обоснованы следующие приоритеты в деятельности Палаты на ближайшую перспективу:

  • формирование в Тюменской области стабильного правового поля для хозяйственной деятельности, институциональных преобразований, развития и поддержки предпринимательской деятельности, активизации инвестиционного процесса;
  • структурная перестройка экономики области, формирование местного рынка и его приспособление к требованиям потребительского спроса, повышение конкурентоспособности и расширения рынков сбыта продукции тюменских предпринимателей на российском и международном рынках, интеграции тюменской экономики в хозяйственное пространство регионов Сибири, в мировое хозяйство;
  • формирование в Тюменской области финансовой и денежно-кредитной системы, стимулирующей деловую активность;
  • обеспечение заинтересованности предпринимательских структур по прекращению утечки капиталов за пределы области и России, создание в области благоприятных и надежных условий для их инвестирования в областную экономику;
  • проведение активной политики в целях максимального использования потенциала экономических преобразований и повышения эффективности управления предприятиями;
  • развитие и расширение экономических связей с регионами России. странами СНГ, с зарубежными странами, особенно с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • развитие и увеличение в деятельности ТТПП видов услуг, оказываемых предпринимательским кругам;
  • создание предпосылок экономического роста на основе повышения роли деловой активности общественных объединений, союзов и ассоциаций предпринимателей области и ее населения.

При этом Палате необходимо интенсифицировать уже начатую работу по:

  • поиску новых форм взаимодействия власти и предпринимательства на основе достижение соглашения о стратегическом партнерстве с определенными взаимными обязательствами. Следует активизировать диалог предпринимателей и власти путем создания специальных процедур и механизмов. Администрация области должна заявить о своем отношении к предпринимателю, предприняв соответствующие шаги в сфере пропаганды, законодательства и структурной политики, проводимой ею в отношении развития и поддержки предпринимательской деятельности в регионе;
  • оптимизации конкретных требований предпринимателей на данном этапе развития предпринимательства в Тюменской области. Следует инициировать такой налоговый механизм, при котором предприниматели имели бы щадящие местные налоги на первые 1—2 года при образовании новых предпринимательских структур в сфере производства;
  • изменению (если это не противоречит федеральному законодательству) таможенной политики. Например, разработка ТТПП пакета предложений по корректировке тарифов на ввоз оборудования, сырья, технологий в целях поддержки предпринимателей области;
  • принятию на местном уровне законодательного акта направленного на устранение административных барьеров. Такая мера практически не требует финансирования, а лишь политической воли Администрации, организации ее усилий и взаимодействия с предпринимательскими кругами.

Реализация указанных приоритетных направлений возможна лишь на основе признания того, что в условиях рыночной экономики задачами государственной власти в лице Администрации являются:

  • поддержка и развитие инфраструктуры предпринимательства;
  • защита от попыток монополизации секторов экономики;
  • обеспечение равных условий при конкуренции.

Вместе с тем для существующей в области системы государственной поддержки предпринимательства характерным является то, что решения часто принимаются Администрацией без консультаций и согласования со структурами, объединяющими предпринимателей.

Причина несогласованности действий власти и предпринимателей заключается в низком уровне самоорганизации самих предпринимателей, в том числе в рамках ТТПП.

Система регулирования и поддержки предпринимательства в области должна носить общественно-государственный характер.

В этом контексте многие функции по регистрации, лицензированию и контролю, монополизированные сегодня государственными структурами, должны перейти в совместное, а некоторые из них — в исключительное ведение ТТПП.

Одной из причин напряженности во взаимоотношениях власти и предпринимателей является отсутствие целенаправленной пропаганды предпринимательства с позитивных позиций.

Задачей ТТПП должно стать проведение постоянной, продуманной и взвешенной пропаганды предпринимательства через средства массовой информации.

Выстраивая систему отношений власти и предпринимательства, необходимо обеспечить благоприятные и стабильные условия для развития предпринимательских структур, особенно для начинающих предпринимателей, оказывая им всемерную поддержку, гарантируя защиту их имущественных прав и личную безопасность.

Задачей Палаты должно стать инициирование принятия на местном уровне законодательного акта, устанавливающего административную/имущественную ответственность чиновников за неправомерные решения, нанесение вреда предпринимателю и т.п., и, таким способом, снятие излишних административных барьеров и ликвидация существующей практики, при которой все права — у чиновника, а все обязанности — у предпринимателя.

Меры по поддержке и защите предпринимателей должны быть ориентированы на все уровни местной власти и действовать одинаково во всех сферах ее деятельности, в том числе: создание законодательной, нормативно-правовой базы и устранение административных барьеров; финансово-кредитная и инвестиционная поддержка; информационное обеспечение и реклама; защита от противозаконных посягательств.

Одной из важнейших задач ТТПП по содействию развитию предпринимательства должно стать укрепление и расширение связей между областными законодательными и исполнительными органами власти и предпринимателями в лице ТТПП, которая призвана объединять не только отдельные предпринимательские структуры, но и общественные предпринимательские объединения, ассоциации, союзы.

Объединение предпринимателей в рамках ТТПП — первостепенная задача, которую необходимо решать в ТТПП постоянно.

Деятельность ТТПП в сфере законодательного обеспечения предпринимательской деятельности в Тюменской области

В условиях недостаточности государственного бюджетного финансирования, или отсутствия такового, особое значение для поддержки предпринимательства приобретают косвенные методы, в частности создание в области благоприятной, с точки зрения развития предпринимательской деятельности, нормативно-правовой базы.

Крайняя неопределенность и многовариантность в толковании действующих законов о предпринимательской деятельности (особенно малого бизнеса) приводит к тому, что даже суды, принимая решения в пользу предпринимателя, не гарантируют его исполнение. Действенность федерального законодательства определяется его конкретной реализацией в регионах субъектами Федерации.

Инициирование законодательных актов, защищающих интересы предпринимателей, должно стать основной функцией ТТПП.

Деятельность ТТПП в сфере финансово-кредитной и инвестиционной политики поддержки предпринимательства

В послекризисный период в развитии предпринимательства, из-за отсутствия ассигнований из федерального бюджета на финансирование программ поддержки предпринимательской деятельности, сложилась ситуация, когда сложно реализовать прогрессивные финансово-кредитные схемы и технологии (залоговые, гарантийные), позволяющие использовать предпринимателям заемные ресурсы на рынке.

Задача ТТПП — разработка предложений по формированию в области механизмов и сферы ответственности всех участников финансовой системы, включая назначение расходной части консолидированного бюджета Российской Федерации.

При осуществлении деятельности ТТПП в части решения проблемы выделения Администрацией финансовых средств на поддержку местного предпринимательства в увязке с выделением таких средств из федерального бюджета необходимо учитывать, что предпринимательство развивается в конкретном регионе, наполняя его налоговую базу.

В части использования финансовых средств, выделяемых из местного бюджета на поддержку предпринимателей, политика ТТПП должна быть ориентирована на то, чтобы эти средства направлялись не на поддержку конкретных проектов или отдельных предпринимательских структур, а на создание информационной, консалтинговой и другой инфраструктуры или направлялись в гарантийные фонды (создаваемые при ТТПП).

В отношении проводимой в области финансово-кредитной политики, следует учитывать тенденции в использовании источников финансирования предпринимательской деятельности по секторам экономики.

Задача ТТПП — в активизации использования известных в мировой практике финансирования механизмов и технологий поддержки предпринимательства с учетом российских особенностей.

Для эффективного использования этих механизмов и технологий следует принимать во внимание социальные и структурные особенности региона, уровень развития в нем инфраструктуры, степень поддержки местного предпринимательства Администрацией, другие факторы.

Деятельность ТТПП и механизмы финансовой поддержки предпринимательской деятельности

ТТПП может взять на себя функции государственных институтов в части разработки механизмов финансовой поддержки предпринимательства.

Задачами ТТПП в этом направлении могут стать:

  • разработка специальной технологии финансово-кредитной поддержки, развития системы гарантий и введения компенсации части процентных ставок по кредитам коммерческих банков;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательства, налоговых льгот;
  • совершенствование информационной поддержки и инфраструктуры предпринимательства;
  • координация в регионе действий органов местного самоуправления в отношении развития и поддержки предпринимательской деятельности.

Вопросы инвестиционной политики в деятельности ТТПП

Перспективным направлением деятельности ТТПП в этой сфере должна стать разработка предложений по развитию в регионе системы гарантий по инвестиционным кредитам предпринимательским структурам через коммерческие банки.

Предоставление гарантий и поручительств по кредитам в сфере предпринимательства (особенно малого бизнеса) позволяет повысить число проектов и программ, получивших (через ТТПП) одобрение Администрации (как имеющих важное значение для социально-экономического развития региона). Этот путь более эффективен, нежели непосредственное предоставление ссуд из государственных и частных источников.

ТТПП и областной (региональный) фонд поддержки предпринимательства

Необходимо инициировать решение Администрации об участии ТТПП в использовании средств регионального фонда поддержки предпринимательства.

ТТПП и государственные заказы

Государственные заказы выступают одной из важных составляющих финансовой поддержки предпринимательства со стороны государства.

Российское законодательство предусматривает, что 15% государственного заказа должно распределяться между предпринимательскими структурами (особенно малыми предприятиями). На практике эта норма не выполняется из-за слабости позиции предпринимательских структур во властных органах.

Задача ТТПП — стать участником механизма распределения государственных заказов и разработать механизм проведения «тендеров» (между предпринимательскими структурами).

Деятельность ТТПП и источники финансирования предпринимательской деятельности

Основными источниками финансово-кредитной поддержки предпринимательства являются банковские кредиты, международные финансовые ресурсы, а также такие источники, как общества взаимного кредитования. К эффективным финансово-сберегающим источникам финансирования следует относить лизинг, франчайзинг, венчурное кредитование.

Деятельность ТТПП в сфере финансово-кредитной поддержки развития предпринимательства в регионе должна включать:

  • разработку инициатив по принятию нормативных документов (в рамках полномочий Администрации), предусматривающих сокращение размера фонда обязательного резерва на сумму кредитов, выданных субъектам предпринимательской деятельности;
  • инициирование разработки и принятия нормативного акта, позволяющего использовать средства на приобретение основных фондов (для передачи в лизинг), не обращаясь к фондам банка, предоставляющего лизинговые услуги субъектам предпринимательства с предусмотрением льгот по налогообложению для такого банка;
  • инициирование нормативного акта, определяющего порядок финансирования и использования резервов на возможные потери по ссудам.

Для развития и поддержки предпринимательских структур, действующих в инновационной сфере, ТТПП необходимо осуществить разработку специальных схем функционирования кредитно-гарантийного механизма для разработки и реализации высокорисковых проектов, связанных с внедрением новых технологий и выпуском конкурентоспособной продукции.

Деятельность ТТПП в сфере обеспечения безопасности предпринимательства

В этой сфере деятельность Палаты должна включать: работу по инициированию разработки и реализации программы обеспечения безопасности предпринимательства в регионе; содействие и поддержку предпринимателям в создании инфраструктуры по защите их прав: содействие предпринимателям в борьбе с недобросовестной конкуренцией; активное участие ТТПП в исполнении государственными организациями контрольных функций в отношении предпринимательской деятельности, в частности в инициировании обязательной аттестации чиновников с участием в ней, др.

Деятельность ТТПП по созданию инфраструктуры для предпринимательской деятельности

Инфраструктура предпринимательской деятельности — среда, формирующая условия для ведения предпринимательской деятельности на основе предоставления различного рода услуг предпринимателям.

Инфраструктура предпринимательской деятельности включает следующие объекты, формирующие условия создания и функционирования предпринимательских структур:

  • объекты финансовой инфраструктуры (например, фонд поддержки малого предпринимательства, лизинговые компании, общества взаимного кредитования и т.п.);
  • объекты производственной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры, информационно-аналитические центры и т.п.).

ТТПП необходимо взять на себя функцию систематического и повсеместного мониторинга деятельности предпринимательских структур (эта функция в настоящее время неэффективно выполняется государственными организациями).

Сфера деятельности ТТПП будет охватывать и такие элементы процесса развития предпринимательства, как: отношения собственности и имущественное обеспечение предпринимательства; информационное обеспечение предпринимательства; подготовка кадров для предпринимательских структур; социально-трудовые отношения в предпринимательских структурах.

В части отношений собственности и имущественного обеспечения предпринимательской деятельности Палате необходимо разработать механизм, заставляющий собственников реализовывать избыточные производственные мощности и площади и передавать их для использования в других сферах предпринимательской деятельности.

Рассматривая участие Палаты в содействии развитию секторов Тюменской экономики, необходимо констатировать, что ее насущными задачами являются следующие.

В машиностроении. Разработать для Администрации предложения по предоставлению предприятиям нефтяной и газовой промышленности, размещающим заказы на оборудование на машиностроительных предприятиях юга области, налоговых льгот по уплате платежей за право пользования недрами, в части сумм, поступающих в областной бюджет.

В секторе «Связь». Содействие Администрации в привлечении внутренних и внешних инвесторов, а также в разработке новых форм (схем) финансирования для реализации областных программ в сфере связи и телекоммуникаций.

В агропромышленном комплексе. Участие Палаты в работе Администрации по созданию в области благоприятных экономических условий для стабилизации экономического положения и развития АПК, направленных на:

  • интеграцию в единый технологический комплекс производителей зерна, птицефабрик, свиноферм, мясоперерабатывающих и комбикормовых предприятий;
  • развитие снабженческо-сбытовых кооперативов и систем закупок излишков сельскохозяйственной продукции;
  • развитие хозяйственных связей промышленных предприятий Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов с сельскохозяйственными районами юга области;
  • разработку программы продовольственной безопасности области с реальными схемами государственной поддержки сельхозпроизводителей (в свете выполнения решений совета Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона).

В сфере внешнеэкономических и межрегиональных связей деятельность Палаты должна быть направлена на разработку предложений по поддержке тюменских производителей, экспортирующих, или готовых экспортировать, производимую ими высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию. В этом плане неотложными задачами для ТТПП являются:

  • создание и ведение реестра предприятий-экспортеров региона;
  • централизованная помощь предприятиям в сертификации их продукции в соответствии с международными стандартами;
  • содействие тюменским предприятиям в продвижение их продукции на внешние рынки;
  • поддержка участия тюменских предприятий-экспортеров в международных выставках и ярмарках;
  • постоянная работа с торговыми представителями РФ в зарубежных странах и с заинтересованными партнерами по продвижению продукции тюменских производителей на внешний рынок, включая работу по распространению информации о международных ярмарках и выставках, проводимых в Тюменской области;
  • содействие тюменским предпринимателям в установлении взаимовыгодных форм международной кооперации с предпринимателями из стран ближнего и дальнего зарубежья;
  • содействие в укреплении и развитии экономического взаимодействия с краями, областями, республиками РФ с целью насыщения внутреннего рынка РФ, развития кооперационных связей и укрепления экономического положения российских предпринимателей.

В результате исследований были сформулированы принципы формирования эффективной организационной структуры ТТПП и предложения относительно ее отдельных структурных элементов (подразделений) с описанием их функций и принципов взаимодействия между ними.

При формировании организационной структуры ТТПП были научно обоснованы следующие принципы: структура должна обеспечивать эффективное достижение целей и решение задач, определенных стратегией деятельности Палаты; структура должна способствовать тому, чтобы деятельность структурных подразделений ТТПП и деятельность Палаты в целом обеспечивали проведение в жизнь государственной политики регулирования экономического развития региона, развития в нем предпринимательской деятельности; структура ТТПП должна содействовать эффективной деятельности ее подразделений, учитывая территориально-отраслевые особенности региона; структура Палаты должна обеспечивать финансовую самоокупаемость ее деятельности.

Программа и план мероприятий ТТПП являются важными инструментами реализации таких функций управления, как контроль и регулирование. В заключение исследований были научно обоснованы предложения к интегрированному плану мероприятий трансформированной ТТПП на ближайшую перспективу. Вместе с тем следует отметить, что это только проект, включающий осуществление мероприятий, вытекающих из необходимости реализации предлагаемой стратегии ТТПП и ее задач. Поэтому очевидна необходимость его детализации, привязка каждой его составляющей к конкретному исполнителю в соответствии с принятой организационной структурой трансформированной ТТПП.

По мнению авторов, разработанные методики, выявление проблем, структуризация целей, организационно-экономические механизмы, структуры, программы и мероприятия в ходе исследований ТТПП могут и должны быть использованы для обоснования стратегий трансформирования ТПП и в других субъектах Российской Федерации. А трансформированная ТТПП, безусловно, станет эффективным инструментом Администрации Тюменской области в деле формирования цивилизованной рыночной экономики региона в XXI веке.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».