Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N6 / 2002

О необходимости совершенствования правовых норм в рекламе

Щепакин М.Б.,
к.э.н., профессор, зав. кафедрой рекламы и маркетинга
Кубанского государственного технологического университета
 
Мишулин Г.М.,
доцент, заместитель зав. кафедрой рекламы и маркетинга
Кубанского государственного технологического университета

 
Петлина Е.С., Сотников П.Г., Мишулин Д.Г.,
студенты кафедры, специальность 073500 — «Реклама»

Реклама во всех своих проявлениях с некоторого времени прочно вошла в нашу жизнь. Люди по своей природе любопытны и не обращать внимания на усилия производителей, продвигающих свои товары, не могут. Мировоззрение каждого человека состоит из стереотипов и установок, которым он следует в жизни. Реклама может в какой-то степени повлиять на эти стереотипы и установки и тем самым изменить взгляд людей на окружающий мир. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы заключаются в том, что реклама делает возможным выбор желаемого, создает конкуренцию на рынке, помогает потребителю разобраться в потоке товаров и услуг, захлестнувших российский рынок. Минусы же в том, что реклама способна ввести потребителей в заблуждение или способствовать нанесению вреда их здоровью, имуществу, окружающей среде. Она может затронуть, в негативном аспекте, честь, достоинство, деловую репутацию, общественные интересы.

По данным журнала «Эксперт»[1], спрос на рынке рекламы превышает предложение. Происходит рост расходов на рекламу: за первое полугодие 2001 г. они составили 3,17 млрд. долл. США. При этом наблюдается динамика роста низкокачественной рекламы. Объясняется это в первую очередь собственно неразвитостью рекламного рынка, а выражается — в несовершенстве экономических отношений между всеми его участниками, в том числе ценовой нестабильности на рекламные услуги, неадекватности размера оплаты труда качеству выполняемой работы и квалификации исполнителей, отсутствии равных возможностей для получения прибыли у различных участников рекламной деятельности. Во-вторых, потребности в высокопрофессиональных специалистах на рынке труда не восполняются ни по уровню их подготовки, ни по их количеству в спектре возможных специализаций. Это объясняется слабой концептуальной базой в области подготовки специалистов, отстающей от требований развивающегося российского рынка.

Серьезное влияние на нынешнее состояние рекламной сферы оказывает несовершенство законодательной и иной нормативной правовой базы. В ее состав входят: более 40 федеральных законов, более 25 нормативных актов органов исполнительной власти по собственно рекламной деятельности и около 20 — по экономическим и финансовым вопросам, несколько десятков нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, более 20 официальных комментариев, разъяснений, рекомендаций государственных органов и ведомств, ряд документов по саморегулированию. Ниже приведены схема взаимодействия субъектов правотворчества в рекламе (открыть рисунок 1 >>>) и структура ее нормативно-правого поля (рис. 2).

Структура нормативно-правового поля в рекламе

Рис. 2. Структура нормативно-правового поля в рекламе

Практика показывает, что применение действующих норм в рекламе крайне затруднено в силу большого количества актов различного характера, избыточности и противоречивости их требований к средствам рекламы и отдельным видам товаров, неоднозначности трактовок отдельных положений, сложности некоторых формулировок для восприятия широким кругом участников рекламной деятельности, отсутствия системы профессионального консультирования. Положения правовых актов в преобладающей степени обращены в сторону защиты прав потребителя рекламы в отличие от иных участников рекламной деятельности. На практике же это состояние защищенности потребитель рекламы в полной мере обрести не может, в первую очередь из-за низкой правовой культуры. Рекламодатель, рекламопроизводитель (рекламораспространитель) в условиях низкокачественной рекламной среды и отсутствия должной реакции на нее со стороны потребителя не проявляют заинтересованности в расширении границ своей защищенности, наивно считая, что существующее положение изменится не скоро.

В интересах определения направлений совершенствования законодательства некоторые формулировки Федерального закона «О рекламе» были подвегнуты анализу на предмет выявления: однозначности трактовки, понятности и обоснованности требований.

Реклама — базовое понятие, которым оперирует закон. Вот как выглядит его формулировка в ст. 2 гл. 1: «Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний». Это громоздко и не сразу понимаемо.

Рассмотрим эту дефиницию подробнее: «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация...» — здесь, наверное, достаточно фразы «любая распространяемая информация»; «которая предназначена для неопределенного круга лиц» — не следует забывать об адресной рассылке (direct mail), использующей вполне определенный круг лиц для распространения рекламы1. Предлагается следующий вариант формулировки: «Реклама — это любая распространяемая информация, целью которой является увеличение продаж товаров и услуг, продвижение физических или юридических лиц, внедрение идей и начинаний». Такая редакция является более простой для понимания широким кругом лиц.

В пункте 3 (ст. 11 гл. 2) сказано, что «распространение одной и той же по содержанию рекламы одного и того же товара или рекламы о рекламодателе не должно осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем две минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания». Формулировка сложная, многоступенчатая, многословная. Логика требований от начала фразы к ее концу нивелируется. Требуется повторное прочтение. При этом обнаруживается противоречие в том, что есть один и тот же товар, одна и та же информация, одна и та же реклама. Для устранения этих недостатков предлагается следующая редакция: «распространение одной и той же рекламы более двух раз общей продолжительностью более двух минут в течение часа эфирного времени на одной частоте вещания не допускается».

В пункте 3 (ст. 5 гл. 2) сказано, что «реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено ... не допускается». А в пункте 2 (ст. 22 гл. 3) говорится, что «если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя последний обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии... ». Таким образом, реклама товаров и самого рекламодателя, деятельность которого подлежит лицензированию, при отсутствии лицензии появиться не может. В этом случае нет необходимости в требовании к обязательному указанию в рекламе номера лицензии, а также наименования органа, ее выдавшего (пункт 3 ст. 5 гл. 2). Налицо явная избыточность требований. Последнее относится и к требованиям по размещению информации о сертификации продукции. И вообще, вовсе не указанная в рекламе информация является основанием для потребителя или антимонопольного органа в части подтверждения качества товара, а наличие и достоверность соответствующего документа.

Практика рекламной деятельности настоятельно требует четкого разграничения в ее направлениях. Потребитель должен ясно представлять различие между коммерческой и политической рекламой. При этом основной понятийный аппарат должен быть единым. Политическая реклама не регламентируется ФЗ «О рекламе», что затрудняет ее трактовку в части производства и продвижения, необоснованно ее обособляет, а также завышает ее роль и значимость. Нынешнее состояние российского общества требует выделения социальной рекламы наряду с коммерческой и политической. В структуре закона это могло бы найти свое воплощение в выделении трех разделов: коммерческая реклама, политическая реклама и социальная реклама. Последняя должна обрести в законодательных нормах понятный механизм производства и распространения, отличный в части их оплаты, компенсаций и т.п. в силу ее высокой общественной значимости и роли в формировании позитивного отклика субъектов рынка на приоритеты развития социально-экономической системы.

Весьма интересен опыт законотворчества в данной области стран ближнего зарубежья. Проведен сравнительный анализ ряда статей российского Федерального закона «О рекламе» и соответствующих законов Украины, Беларуси, Молдовы, Армении, Эстонии и Азербайджана. Закон Украины «О рекламе» (ст. 1, разд. 1): «Реклама — специальная информация о лицах или продукции, распространяемая в какой-либо форме и каким-либо способом в целях прямого или опосредованного получения прибыли». Под это определение не подпадает социальная реклама, поскольку у нее иные цели и задачи. В законах Республики Беларусь (ст. 2, гл. 1) и Республики Армения (ст. 2, гл. 1) «О рекламе» определение рекламы с несущественными отличиями базируется на таковом определении, данном в российском законе. Реклама в Законе Республики Молдова «О рекламе» (ст. 1, гл. 1) определена как «информация о лицах, товарах (работах, услугах), идеях или начинаниях (рекламная информация, рекламный материал), призванная вызывать и поддерживать интерес к ним неопределенного круга лиц, способствовать их реализации и повышению престижа производителя». В этом определении отсутствует указание на характер действия в отношении информации — «распространение», что придает определению двоякий смысл. В Законе Республики Эстония «О рекламе» (п. 1, ст. 2, гл. 1) записано следующее: «Реклама — это информация, целью которой является увеличение продаж продуктов (товаров) или услуг, продвижение события или идеи или достижение определенной цели в любой другой области, и которая распространяется издателем рекламы за оплату (вознаграждение) или по другим соответствующим соображениям». Данное определение представляется продуманным, хотя следует отметить, что фраза «или достижение определенной цели в любой другой области» воспринимается неоднозначно. Закон Республики Азербайджан «О рекламе» (ст. 1, гл. 1): «Реклама — информация, распространяемая с целью формирования интереса о физических и юридических лицах, товарах, идеях и новшествах (рекламная информация) или сохранения этого интереса, оказания содействия продаже товара, внедрению идей и новшеств». Это определение достаточно короткое и понятное.

Результаты сравнительного анализа определения рекламы привели к выводу о необходимости его дальнейшего совершенствования. Проведены исследования особенностей регулирования рекламы на радио и телевидении в России и обозначенных выше странах. Результаты сведены в приводимую ниже таблицу. Из нее следует, что ограничения по объему рекламы во всех законах не распространяются на специализированные рекламные каналы. Все государства, кроме Молдовы и Армении, запрещают прерывание рекламой авторских передач (в том числе теле- и кинофильмов) без согласия (согласования) с правообладателями (владельцами) авторских прав. Сопоставив собранные в таблице данные, можно говорить о некотором заимствовании отдельных пунктов статьи российского закона другими государствами. В то же время определенные законодательные инициативы, не учтенные или недоработанные в нашем законе, существуют и в законах других республик. В частности, это статья в украинском и белорусском законах о том, что «ведущие, дикторы и другие участники теле- радиопередачи за пределами времени, отведенного для рекламы, не имеют права специально демонстрировать товары или продукцию либо характеризовать их потребительские качества как прямо, так и опосредствованно (с помощью одежды, внешнего оформления, изображения и прочее)». Данный запрет имеет под собой основание, поскольку такая реклама не всегда четко отделяется от нерекламной информации и сразу распознаваема. Также статья украинского закона о запрещении прерывания рекламой теле- и кинофильмов с позиции интересов потребителям рекламы представляется достаточно обоснованной.

Особенности регулирования рекламы на радио и телевидении в России и некоторых странах ближнего зарубежья

Разновидности передач и характер рекламы

Россия

Украина

Беларусь

Молдова

Армения

Эстония

Азербайджан

Запрещение/ограничение прерывания рекламой передач определенной тематики*

Детские

Запрещено

Запрещено

Запрещено

Запрещено

Нет

Нет

Запрещено

Религиозные

Запрещено

Нет

Запрещено

Запрещено

Нет

Нет

Запрещено

Государственные**

Запрещено

Запрещено

Запрещено

Нет

Запрещено

Нет

Запрещено

Образовательные

1 показ за 15 минут с периодом 45 сек.

Нет

1 показ за 15 минут с периодом 60 сек.

1 показ за 20 минут с периодом 30 сек.

Нет

Нет

1 показ за 15 минут с периодом 45 сек.

Kино- и телефильмы

По согласованию с право-обладателем

Запрещено

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Другие ограничения*

Передачи разной продолжи-тельности

До 15 минут: запрещено

Kонцертно-зрелищные и спортивные программы — 1 раз за 45 минут

От 30 до 60 минут: 2 показа

Нет

До 10 минут: 1 раз в радио-передачах;

До 20 минут: 1 раз в телепередачах

Нет

До 15 минут: запрещено.

От 15 до 60 минут: 2 показа

Реклама в виде наложения

7% площади кадра

Нет

7% площади кадра

7% площади кадра

Нет

Нет

7% площади кадра

Реклама одного товара

2 показа в течение часа, общая продолжи-тельность 2 мин

Нет

2 показа в течение часа, общая продолжи-тельность 2 мин

2 показа в течение часа, общая продолжи-тельность 2 мин

Нет

Нет

2 показа в течение часа, общая продолжи-тельность 2 мин

Реклама ведущими и дикторами

Нет

Запрещено

Запрещено

Нет

Нет

Нет

Нет

Другое

Нет

Нет

Нет

Нет

1 раз за 20 минут в течение одной передачи с периодом 10 минут за 1 час вещания

Нет

Нет

Общие ограничения по объему рекламы

Общий объем рекламы

25% объема вещания в сутки

15% на 1 час вещания

10% объема вещания,

20% объема вещания в сутки

15% объема вещания в сутки,

20% на 1 час вещания

Нет

Нет

25% объема вещания в сутки

* Указаны максимально допустимые значения.

** Передачи, освещающие деятельность органов государственной власти.

Анализ состояния законодательной базы в рекламе, а также опыт ее применения в практике рекламной деятельности предопределили следующие направления ее совершенствования: уточнение понятийного аппарата законодательных актов; упрощение формулировок (в особенности запретительного толка); исключение необоснованных формулировок (с учетом развития законодательства РФ); введение требований к качеству рекламных продуктов; ужесточение санкций к нарушителям закона. Подкреплением правовых позиций рекламной сферы должна стать работа по формированию структур (может быть, даже аккредитованных при органах государственной власти и управления), способных оказывать информационно-консультационные услуги участникам рекламного процесса.

Литература

  1. Эксперт. — 2001. — № 29 (289). — С. 5.
  2. О рекламе: Федеральный закон РФ от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ.
  3. О рекламе: Закон Азербайджанской Республики от 03.10.1997 г. № 376-1ГД.
  4. О рекламе: Закон Республики Армения от 25.05.1996 г. № ЗР-55.
  5. О рекламе: Закон Республики Беларусь от 30.01.1997 г. № 19-З.
  6. О рекламе: Закон Республики Молдова от 27.06.1997 г. № 1227-XIII.
  7. О рекламе: Закон Республики Украина от 03.07.1997 г. № 270/96-ВР.
  8. О рекламе: Закон Республики Эстония от 11.06.1997 г.

1 В маркетинге, как правило, принимается, что реклама носит неперсонифицированный характер (а не предназначена для неопределенного круга лиц). С учетом этого адресная рассылка носит неперсонифицированный характер (в почтовые ящики кладут для всех одинаковые рекламные проспекты). (Прим. гл. редактора.)

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».