Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N6 / 2002

Особенности маркетинга услуг в агропромышленном сервисе

Арасланов Т.Н.,

зам. генерального директора по маркетингу Уфимского филиала
ЗАО «Аудиторская фирма «Уральский союз»», к.э.н.

В настоящее время одним из слабо разработанных направлений маркетинга, как справедливо отмечают исследователи в [1, 2, 3], является маркетинг услуг. Особенно это касается маркетинга производственных услуг предприятий агропромышленного сервиса, проблемные вопросы которого еще крайне недостаточно изучены и обобщены специалистами-маркетологами. В данной статье рассматриваются проблемы, особенности и основные направления развития маркетинга в системе производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий, которые тесно связаны со спецификой воспроизводственного процесса в аграрном секторе экономики.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что за годы адаптации к рыночным условиям повышение уровня технической оснащенности и развитие производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий превратились в острую технико-экономическую проблему в аграрно-промышленном комплексе (АПК). Дело в том, что физический износ сельскохозяйственной техники в настоящее время превышает критический уровень и в целом по России составляет от 65 до 80% [4]. Что касается состояния этой техники в Республике Башкортостан, то, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики, в абсолютном выражении количество сельхозмашин, особенно тракторов, снизилось с 1990 по 2001 гг. в не слишком больших пропорциях (тракторов — с 40950 до 37278 шт., зерноуборочных комбайнов — с 18226 до 10687 шт.). Однако из них 73% тракторов и 58% зерноуборочных комбайнов уже выработали свой срок службы и требуют значительных затрат на поддержание их в работоспособном состоянии. Руководители многих сельхозпредприятий стоят перед выбором: приобрести одну новую машину или за те же деньги отремонтировать 4—5 старых. В этих условиях весьма актуальное значение приобретает решение проблем по развитию производственного обслуживания сельхозпредприятий на основе использования методов маркетинга.

Современная организационно-управленческая структура системы агропромсервиса складывается из многих видов и форм производственной деятельности. Она включает в себя: ремонт и техобслуживание сельскохозяйственной техники и оборудования животноводческих ферм, материально-техническое снабжение, транспортно-экспедиционное обслуживание, агрохим- и зооветсервис на селе, оказание различных видов услуг подвижными механизированными отрядами при проведении полевых работ, производственное обслуживание предприятий сельской индустрии по переработке продукции кустарных мастерских, кузниц и т.п. В настоящее время в указанной структуре происходят качественные и количественные изменения — в частности, ускоренными темпами на базе ремонтно-технических предприятий (РТП), передвижных мехколонн и других производственных подразделений инфраструктуры АПК создаются машинно-технологические станции (МТС) с широким полем деятельности на хозрасчетно-коммерческой основе. Как новое и ведущее звено агропромышленного производства современная МТС представляет собой предприятие по приоритетному оказанию широкого спектра услуг производителям и переработчикам сельскохозяйственной продукции на договорных условиях.

В условиях перехода и адаптации к рыночной экономике сервисные и сельскохозяйственные предприятия крайне нуждаются в компетентном и оперативном управлении на основе маркетинга. Следует подчеркнуть, что в аграрном маркетинге проявление его общих черт происходит через особенное, специфическое отрасли, связанное с природной средой, внешними воздействиями на процесс производства и его сезонностью, сложившимся характером и структурой производственного обслуживания хозяйств в зависимости от земельных и аграрных отношений, местоположением земельных участков. Например, в аграрном секторе экономики объективно отсутствует та относительно быстрая сменяемость производственно-хозяйственной деятельности, которая имеет место на промышленных и других предприятиях. Такое положение объясняется тем, что аграрный сектор в совокупности с развивающейся сельской индустрией является наиболее важной отраслью жизнеобеспечения, то есть призван на постоянной основе производить продовольствие и другие виды продукции первой необходимости. К тому же требования рынка постоянны на определенные виды и ассортимент сельскохозяйственной продукции.

Говоря о специфике маркетинговой деятельности в системе агропромсервиса, следует учесть и такой экономический процесс: по мере развертывания новых МТС и усиления конкуренции между сервисными предприятиями договорные цены на основные виды производственных услуг растут вместо ожидаемого их снижения, как это происходит в условиях усиления конкуренции при реализации товаров в соответствии с требованиями закона спроса и предложения. Причиной этого, как нам представляется, является превышение платежеспособного спроса на производственные услуги над их предложением, вызванное чрезмерным удорожанием новой сельскохозяйственной техники. В данной ситуации сельхозпредприятия из-за ограниченности своих финансовых ресурсов не в состоянии приобрести необходимое количество новых сельхозмашин, поэтому они вынужденно направляют эти средства на продление срока службы эксплуатируемых путем проведения различных видов ремонтных работ, а также своевременного и качественного техобслуживания. Таким образом, в данном случае имеет место перекрестная эластичность спроса на средства производства для села и производственные услуги по поддержанию техники в надлежащем рабочем состоянии сверх ее нормативного амортизационного срока службы и даже после физического износа. Это не всегда экономически оправданно, так как в конечном итоге стоимость повторного капитального ремонта трактора или комбайна вместе с издержками на их эксплуатацию до вышеуказанного ремонта нередко превышает цену на аналогичную новую технику.

В этих условиях при организации маркетинговой деятельности в системе агропромсервиса следует учитывать следующие обстоятельства:

  1. Существующую тесную связь между объемом предоставляемых хозяйствам производственных услуг и природно-климатическими условиями производства. В связи с этим сервисные предприятия должны располагать такими производственными мощностями, которые соответствуют возможностям получения наиболее высоких урожаев сельхозпродукции. Это позволит им оказывать услуги с высоким качеством, в строго установленные сроки, с минимальными потерями и издержками. Вместе с тем следует отметить, что наличие излишних производственных мощностей в сервисных предприятиях по сравнению с уровнем спроса на них нередко приводит к дополнительным издержкам и убыточности отдельных видов производственных услуг, неполной загрузке агрегатов.
  2. Специфику и особые условия оказываемых производственных услуг. Имеются в виду выполнение полевых работ на рассредоточенных небольших земельных участках с различной длиной гона и крутизной, пересеченность местности, удельное сопротивление почвы при обработке, ее каменистость, угол склона и другие характеристики, обусловливающие рост удельных затрат на услуги.
  3. Географическое расположение потребителей услуг и характер местных природно-климатических условий, оказывающих существенное влияние на результаты совместной хозяйственной деятельности. Дело в том, что потребители услуг заметно отличаются друг от друга удаленностью от сервисного предприятия, автодорогами различной категории, отсутствием или наличием железнодорожных путей, степенью обеспеченности ГСМ и т.д. Учет этих моментов, а также природно-климатических факторов, оказывающих влияние на сроки посева, уборки и других видов работ, позволит сервисному предприятию более рационально планировать очередность и сроки оказания услуг в обслуживаемой зоне, сократить затраты времени и средств на перегон техники — например, перемещать механизированные уборочные отряды из одной природно-климатической зоны в другую в зависимости от сроков созревания сельскохозяйственных культур и с учетом ожидаемых и складывающихся погодных условий.
  4. Особенностью производственной деятельности современных сервисных предприятий является постоянная и оперативная востребованность их услуг в период выполнения срочных посевных, уборочных и других полевых работ. Это обусловлено тем, что в агропромышленном производстве создается и перерабатывается жизненно важная для общества продукция, имеющая стабильный и гарантированный сбыт на внутреннем и внешнем рынках. Такое экономическое положение позволяет в процессе маркетинговых исследований прогнозировать спрос на производственные услуги как в краткосрочном периоде, так и на долгосрочную перспективу.

Для повышения оперативности выполняемых сервисных работ и эффективности деятельности обслуживающих предприятий могут быть реализованы следующие маркетинговые подходы по управлению спросом на производственные услуги:

а) сезонное изменение профиля и поля деятельности отдельных подразделений сервисного предприятия. В связи с этим необходимо планировать их деятельность таким образом, чтобы наибольший объем сложных и длительных ремонтно-технических работ выполнялся поздней осенью и зимой. А в разгар всех видов полевых работ, то есть в период максимального спроса на производственные услуги, все ресурсы сервисного предприятия должны быть направлены на обеспечение бесперебойной работы их машинно-тракторного парка на основе оперативного устранения возникающих отказов и вынужденных простоев техники;

б) применение дифференцированных и гибких цен на производственные услуги, что позволяет сместить определенную часть растущего спроса на них с середины периода полевых работ на его начало или конец. Благодаря этому достигается более равномерная и стабильная загрузка производственных мощностей сервисного предприятия, устраняются пиковые перегрузки в его деятельности. Безусловно, при этом требуется объективный и избирательный подход к определению очередности охвата объектов производственного обслуживания. В некоторых случаях возможно также установление повышенных расценок за срочность на те услуги, выполнение которых не терпит отлагательства (перезрев и осыпание зерновых культур, начало периода дождей и заморозков и т.п.);

в) совмещение профессий и функций производственно-технического персонала и ИТР предприятия для выполнения наибольшего объема услуг в периоды максимального спроса на них. С этой целью возможно также привлечение высококвалифицированных работников со стороны, в том числе лиц, проживающих в близлежащих районных центрах, рабочих поселках и городах, на хозрасчетной основе;

г) активное проведение мероприятий, направленных на повышение спроса на производственные услуги. Это разработка и внедрение новых видов и форм услуг, системы льгот и скидок для постоянных заказчиков, новых высокоэффективных технологий выполнения сельскохозяйственных и других видов работ, проведение рекламных кампаний и демонстрационных показов новых образцов высокопроизводительных сельхозмашин, предоставление коллективным, фермерским и личным подсобным хозяйствам техники напрокат и в аренду. Последнее особенно актуально в отношении наиболее сложной и дорогой спецтехники: экскаваторов, грейдеров, бульдозеров, автокранов, автобетономешалок и других механизмов, приобретение которых отдельными хозяйствами экономически невыгодно ввиду больших финансовых затрат на их приобретение и неполной загрузки в течение года. Необходимо проведение постоянной и целенаправленной работы с заказчиками с тем расчетом, чтобы выявить их неудовлетворенные потребности в каких-либо других, пока еще не оказываемых услугах, а также их мнения и замечания по качеству и эффективности оказываемых в настоящее время производственных услуг.

  1. Формирование нормальной конкурентной среды. Для успешной деятельности сервисному предприятию следует систематически собирать и анализировать информацию о конкурентах, основных видах оказываемых ими услуг, их клиентах, уровне и качестве обслуживания. Такая информация полезна тем, что она помогает выявить собственные сильные и слабые стороны, учитывать и избегать чужих промахов и ошибок, определять свои конкурентные преимущества по сравнению с другими обслуживающими предприятиями. Отметим, что существующая ныне конкуренция в системе агропромсервиса отличается невысокой интенсивностью, особенно по таким видам, как выполнение срочных полевых и других работ, внедрение высокоэффективных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. Такая ситуация обусловливается существующим монопольным положением сервисных предприятий по отношению к сельским товаропроизводителям и другим хозяйствующим субъектам села. Вместе с тем, по мере насыщения сферы производственных услуг, первые признаки которого уже наблюдаются, конкуренция между сервисными предприятиями, несомненно, будет усиливаться. Благодаря этому сельскохозяйственные и другие предприятия будут иметь реальную возможность выбора наиболее выгодных исполнителей производственных услуг с учетом их цен и качества, а также сроков выполнения работ.

В этом отношении определенный практический интерес представляют приведенные на рисунке, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, сравнительные результаты работы трех крупных МТС и в среднем по хозяйствам Республики Башкортостан в гектарах уборочной площади и в тоннах убранного урожая зерна за 2000 год. Для государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия (ГУСП) МТС «Башкирская» эти показатели являются усредненными по всем его филиалам в различных районах республики. Значительно лучшие результаты работы машинно-технологических станций по сравнению с коллективными хозяйствами РБ достигнуты не только за счет использования ими современной, более высокопроизводительной техники и передовой технологии производства, но и благодаря тому, что соответствующими подразделениями сервисных предприятий осуществлялись хорошо продуманные и экономически обоснованные маркетинговые мероприятия.

Таким образом, можно констатировать, что в условиях перехода к рыночным отношениям развитие эффективного производственного обслуживания сельскохозяйственных предприятий на основе принципов маркетинга выступает важным фактором стабилизации и устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, перевода аграрного сектора на современную индустриальную основу.

Литература

 

  1. Новаторов Э. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — № 4. — С. 3—7.
  2. Маркетинг в АПК / Г.П. Абрамова, М.М. Лигалин, Ц.И. Семенова и др.; Под ред. Г.П. Абрамовой. — М.: Колос, 1997. — 240 с.
  3. Арасланов Т.Н. Экономические основы определения выгодности услуг МТС // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2001. — № 1. — С. 18—21.
  4. Шпилько А.В. Развитие сети машинно-технологических станций в АПК России // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 1998. — № 3. — С. 17—19.
  5. Арасланов Т.Н. Опыт работы предприятий технического сервиса Республики Башкортостан // МТС, выпуск 9. — М.: ГОСНИТИ, 1999. — С. 20—22.
  6. Дорофеева Н.А., Жукова О.И. Агрохимическое обслуживание на принципах маркетинга // Химия в сельском хозяйстве. — 1995. — № 1. — С. 8—10.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».