Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2009 год | Статьи из номера N4 / 2009

Обменоведение - фундаментальная и прикладная наука об обменах

Разовский Ю.В.,

д. э. н., профессор, Московский гуманитарный университет

В статье впервые рассмотрен маркетинг как часть обменоведения, дана классификация обменов, рассмотрены основные сферы обменов. Показан фундаментальный и прикладной характер обменоведения. Приводится пример использования теории обменоведения в практике создания товаров и услуг.

Термин «обменоведение» введен автором в лекционном курсе по дисциплине «Маркетинг», прочитанном в Московском гуманитарном университете (МосГУ) в 2007 г., первоначально как альтернатива иностранному слову «маркетинг». Необходимость этой альтернативы была обоснована в докладе «Маркетинг будущего и проблемы его преподавания» [1], а также в [2]. В дальнейшем обоснование обменоведения как фундаментальной науки и ее связь с маркетингом были рассмотрены в публикациях автора на персональном сайте «Мирознание» [5]. В этих работах также приводится определение маркетинга: система регулирования скорости реализации товаров и услуг, обеспечивающая рост их потребления. Это определение более понятно и точно отражает сущность современного маркетинга. В то же время в менее адекватном современным реалиям глобального кризиса мирового хозяйства определении Ф. Котлера обмен является ключевым словом, поставленным, правда, в самый конец: «Маркетинг – это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей посредством обмена». Осмысление понятия «обмен», реалий современной кризисной экономики, глобальных изменений в природе позволило перейти от частных рыночных обменов к их фундаментальному восприятию во всех сферах появления природы.

Обменоведение – фундаментальная наука, изучающая процессы обмена во всех сферах существованиях материи, энергии и духа. Обменоведение как прикладная наука изучает процессы обмена товаров и услуг как в рыночной экономике, так и в других ее типах (традиционной, плановой, директивной, монопольной, теневой, криминальной и др.). Маркетинг как область знаний является частью обменоведения, изучающей принципы, закономерности и способы регулирования скорости обменов (воздействия на спрос) в рыночной экономике.

Таким образом, обменоведение – и фундаментальная, и прикладная наука, изучающая общие и частные закономерности процессов обмена во всех проявлениях природы. Обменоведение исследует материальные, энергетические, биологические, информационные, экономические (рыночные и нерыночные), интеллектуальные, духовные и другие обмены. Предложение рассматривать обменоведение как фундаментальную науку было высказано Плешивцевым В.М. в ходе проведения научно-методического семинара кафедры маркетинга, посвященного терминологии и понятийному аппарату дисциплины «Маркетинг».

С фундаментальных позиций обмен – это процесс замещения составных элементов материи, энергии, информации и духа в природе. Обмен может быть двухсторонним и многосторонним, эквивалентным и неэквивалентным. Обмен может происходить напрямую, непосредственно между сторонами, а также через посредников.

В процессе обмена один элемент может непосредственно замещать другой, тогда обмен называют бартерным. Процесс замещения может осуществляться с помощью вспомогательного вещества, энергии, информации, предмета, товара, денег.

Процесс обмена в различных областях и сферах деятельности имеет специфику и может существенно отличаться. В сфере существования костной (неживой) материи и энергии обмены происходят по законам физики, химии, термодинамики, астрономии и др. Обмены в сфере живой природы происходят по законам ботаники, биологии, эволюции, медицины и др. В социально-экономической сфере обмены происходят по юридическим нормам, правилам и законам, утвержденным соответствующими государственными органами, а также в соответствии с национальными, культурными, религиозными традициями. В духовной сфере обмены происходят в соответствии с религиозными, мировоззренческими и философскими представлениями. В этой сфере важную роль играют понятия души, духа, святости, божественности, сотворения мира, происхождения человека, устройства вселенной и др. Сфера духовного обмена – это сфера сознательного и бессознательного, это сфера трансцендентного поля и святого духа.

Информационные обмены происходят во всех сферах, но выделяются в особый класс в силу специфики и важности информации для осуществления процесса обмена. Например, в рыночной экономике отсутствие информации о товаре существенно снижает его меновую стоимость. Обменам во всех сферах предшествует обмен информацией. Информация – это данные об объекте, принявшие форму сигналов, символов, импульсов, пульсаций и другие формы. Наиболее близкой сферой для информационных обменов является духовная сфера, поскольку духовные обмены происходят в форме импульсов духа, символов веры и других схожих форм, присущих также информации.

Поскольку, по определению Альберта Эйнштейна, «наука есть не что иное, как упорядочение мышления», обмены должны быть классифицированы. Анализ показал, что критерием классификации обмена следует выбрать сферу, в которой они происходят, поскольку специфическая сфера обмена обусловливает и особенность их осуществления. По этому критерию обмены можно разделить на следующие типы: энерговещественные, общественные (социальные) и информационно-духовные. Классификация обменов по признаку «сфера обменов» ниже представлена в форме табл. 1.

Таблица 1

Классификация обменов Разовского Ю.В., Плешивцева В.М. по принципу сферы их происхождения

Тип энерговещественных обменов подразделяется на следующие классы: энергетические, жизнеобеспечивающие, косновещественные. Энергетические обмены происходят в космосе, внутри планет, а также в результате применения технологий и создания тепловых станций, электростанций, котлов, специальных маши и оборудования (например, термоядерный реактор). Они разделяются на следующие виды: космические, планетарные, технологические. Жизнеобеспечивающие обмены происходят в растениях, животных, человеке. Они подразделяются на ботанические, биологические, гомосапические (человеческие) виды обменов. Социальные обмены подразделяются на следующие классы: экономический, культурный, научный, образовательный. Класс информационных обменов, присутствующих во всех сферах обменов, разделяется на материально-информационные, энергоинформационные, духовно-информационные, социально-информационные. К классу духовных относятся ноосферные, божественные, коллективные, личностные виды обменов. В соответствии с принципом упорядочения рассматриваемого явления и по мере расширения сферы их изучения классификация может дополняться новыми типами, классами, видами разновидностями обменов.

Обменоведение как прикладная наука во взаимодействии со стратегическим управлением изучает систему регулирования скорости реализации товаров и услуг как в рыночной, так и во внерыночной экономике. Потребности покупателей прогнозирование спроса, создание нового товара и услуги, информационное продвижение и реализация товара являются предметами изучения обменоведения.

Комплекс обменоведения включает товары и услуги, созданные в гармонии с природой; цена – мерило энергозатрат, измеряемая в кВт/час; товары создаются и безотходно утилизируются в местах их использования; реклама – только полезная информация (лживая и недобросовестная реклама строго преследуется по закону); стимулирование сбыта – обучающие программы.

Обменовед – это исследователь новых возможностей космоса, мирового океана, подземного пространства для создания новых товаров и услуг. Он химик, энергетик, геолог и технолог, способный в доступной форме донести до потребителя информацию о новых товарах, услугах и способах их безопасного использования в гармонии с природой.

Прикладное значение науки обменоведения можно проиллюстрировать на следующем примере. Изучение духовно-информационной сферы обменов позволяет доказать возможность отрицательного движения времени. В рамках курса обменоведения (неформального, «продвинутого» маркетинга) студентам на экзаменах задаются вопросы не только на знание понятий и определений, но и на умение абстрактно мыслить. Чтобы получить отличную оценку, студент должен ответить на вопрос «Перечислите товары и услуги, создание которых было основано на потребности человека переноситься назад во времени». Для облегчения поиска ответа на этот вопрос студенту поясняется (на семинарских занятиях), что согласно теории вероятности А. Эйнштейна с увеличением скорости движения время замедляется, а при скоростях, близких к скорости света, время останавливается. Кроме того, согласно трудам В. Вернадского, приводится доказательство возможности отрицательного течения времени на основе понятия симметрии (подробнее об этом можно прочитать в [5], а также в трудах Владимира Вернадского). Более 50% сообразительных студентов, регулярно посещающих занятия, правильно отвечают на этот вопрос: «Фотография, фотоаппарат, кино- и видеофильмы, кино- и видеокамеры, музеи, антиквариат, летописи, древние рукописи и книги, архивы, архитектурные памятники, нетленные останки святых старцев, места исторических захоронений и раскопок, пластические операции, клубы выпускников школ и вузов, социальные сети в интернете типа «Одноклассники», учебники истории, исторические романы и др.».

Товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность, составляют товарный ассортимент. Наличие широкого ассортимента таких товаров и услуг доказывает возможность отрицательного течения времени в специфической информационно-духовной сфере.

Выводы

Обменоведение – новая фундаментальная и прикладная наука, изучающая обмены во всех сферах их проявления.

Маркетинг является частью обменоведения, рассматривающей обмены только в рыночной экономике.

Классификация обменов по принципу сферы их происхождения позволяет научно обоснованно упорядочить представления об этом явлении и является основой для проведения дальнейших фундаментальных и прикладных исследований.

В информационно-духовной сфере время может идти назад, что обеспечивает возможность удовлетворения потребностей покупателей соответствующим товарами и услугами.

От главного редактора

Отмечая оригинальность подхода автора, хотелось бы обратить внимание на следующее. Представляется, что чисто абстрактно можно представить себе фундаментальную науку «Обменоведение», которая с теоретических позиций пытается найти общее во всех видах обменов («материи, энергии и духа» – в терминологии автора), вывести какие-то законы, принципы, систему основных идей.

В свое время известный философ и политик А.А. Богданов в книге «Всеобщая организационная наука (тектология)» (М.– Л.: Книга, 1925) пытался найти с теоретических позиций общее в организации всех природных и созданных человеком системах. Видимо, можно согласиться с постановкой вопроса о создании обменоведения как некой глобальной фундаментальной науки. Однако возникает много вопросов об обменоведении как о прикладной науке.

Во-первых, нельзя в данном случае общую фундаментальную науку сводить к одной прикладной науке, изучающей процессы обмена товаров и услуг. А где другие «сферы существования материи, энергии и духа»?

Во-вторых, возникают большие сомнения в возможности со строго науковедческих позиций отнести маркетинг к категории науки. Этот вопрос рассмотрен достаточно подробно в книге Голубкова Е.П. «Теория и методологи маркетинга.

Настоящее и будущее» (М.: Дело и Сервис, 2008). Прежде всего речь идет о предмете науки. Обмен является предметом исследования не только маркетинга, но и экономических дисциплин, торговли и т. д. Область знаний, не имеющая своего предмета исследования, строго говоря, не может быть отнесена к категории науки.

Маркетинг – это теоретическая и прикладная область научных знаний, использующая в практических целях достижения многих наук. Маркетинг, с другой стороны, это искусство, во многом основанное на эмпиризме.

По сложным проблемам достаточно проблематично сформулировать бесспорные точки зрения. Редакция журнала приветствует появление статей по актуальным вопросам теории маркетинга.

Литература

  1. Разовский Ю.В. Маркетинг будущего и проблемы его преподавания: Доклад //
    Сборник докладов и материалов Четвертой международной научной конференции
    «Высшее образование для XXI века». – М.: МосГУ, 2007.
  2. Разовский Ю.В., Савельева Е.Ю. Будущее маркетинга: проблемы и пути его
    изучения // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 6.
  3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Экспресс-курс / Пер. с англ. – СПб.:
    Питер, 2002.
  4. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания
    современников. Суждения потомков / Сост. Г.П. Аксенов. – М.: Современник,
    1993.
  5. www.razovskiy.com (научно-образовательный портал «Мирознание»).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».