Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2014 год | Статьи из номера N2 / 2014

Роль эффективных отношений в маркетинге

Белякова Н.А.,
специалист по PR Центра консультаций
по развитию бизнеса «Причина», г. Пенза

Галигузова Е.В.,
директор Центра консультаций
по развитию бизнеса «Причина», г. Пенза

Любой процесс предполагает согласованность действий всех его звеньев. Показано, что успешное развитие компании зависит не только от результатов деятельности отдельных специалистов, но и от качественного уровня отношений между ними. Рассмотрена новая идеология, основанная на эффективных отношениях в различных сферах деятельности компании, в том числе в маркетинге.

Ключевые слова: коммуникации, рынок, качественные отношения, маркетинг, связи с общественностью.

Работа над различными проектами схожа с сюжетом известной басни И.А. Крылова: «…пиарщик рвется в облака, эйчар же пятится назад, а маркетолог тянет в воду…». Но стоит отметить, что в любом процессе необходимо обращать внимание на согласованность деятельности всех звеньев.

К числу составляющих маркетинга в современной теории коммуникаций относится PR. За годы существования PR в России до сих пор находятся компании и люди в них, которые не понимают, что такое связи с общественностью и как их применять на практике.

Наряду с PR выделим еще несколько активно развивающихся в последние годы коммуникационных направлений. Media Relations (MR) по своей сути – это тот же PR, но только суженный до рамок взаимодействия с представителями средств массовой информации. Consumer Relations (CR) представляет собой взаимодействие с потребителями, которое стало также отдельным направлением работы связей с общественностью. Employee Relations (ER) более известно как HR-management, т.е. управление человеческими ресурсами внутри организации. Специфика Investor Relations (IR) заключается в налаживании отношений с инвесторами, их привлечение, информирование о реализации проекта и пр. Government Relations (GR) – взаимодействие с властями и администрацией, лоббирование интересов компании в политических кругах, решение вопросов организации на уровне властных структур.

Самое молодое направление PR-деятельности, которое включает в себя построение отношений с научной общественностью или, наоборот, научной общественности с инвесторами, властями и обществом в целом, называется Scientific Relations (SR).

Работа профессионалов, специализирующихся в одном направлении деятельности, требует многих усилий по согласованию бизнес-процессов между собой.

Если нет фактора, который будет объединять работу специалистов по формированию положительного имиджа компании, тем более, если компания сотрудничает с внешними специалистами в каких-либо областях, продвижение как внутри, так и среди внешних аудиторий не будет слаженным и приведет к созданию разных образов в общественном сознании. Таким образом, успешное развитие компании зависит уже не от результата деятельности отдельных специалистов, а от качественного уровня отношений между ними.

В основу объединения различных направлений в коммуникациях в единое целое были положены отношения высокого качества между членами команды.

Объединяющий элемент обозначили как Quality Relations (QR). Это не новое направление и не отдельный инструмент в работе профессионалов-коммуникаторов.

Это новая идеология, во главе которой стоит новый качественный уровень взаимоотношений специалистов.

Понятие «качество» стало, как никогда, актуальным в последние годы. О качестве кричит реклама, о качестве постоянно говорят на совещаниях, его же требуют потребители.

Формула показывает, что судьба компании зависит от качества всех трех составляющих. Если страдает качество продукта, люди после первого обращения не вернутся к нему. Без качественных взаимоотношений тебя не станут рекомендовать, хвалить, т.е. канал слухов будет обрублен. А это достаточно большой канал, особенно в России. Для создания высококачественных отношений специалистам по коммуникациям необходимо провести качественное информирование (QI) внешних аудиторий для создания качественного продукта или услуги (QP/S). Получение обратной связи от внешней аудитории и ее передача внутренней аудитории дают толчок к постоянному совершенствованию продукта и регулярному улучшению качества.

После определения нового качественного уровня развития информирование вновь идет во внешние аудитории. И так по цепочке, от результата к результату, Quality Relations раскручивает маховик качества.

При разработки программ действий на основе формулы QR подтверждается важность проработки всех коммуникативных процессов как внутри, так и во внешней среде компаний.

Каждый процесс в компании состоит из плотного информативного взаимодействия между его участниками. На схеме (рис. 3) обозначены смежные процессы в рамках того или иного события в жизни компании. Все они должны проходить при участии PR-специалиста или пресс-службы, задачей которой является разработка информационных поводов, предшествующих, сопровождающих и освещающих событие.

Даже если информация приходит извне, пиар-служба должна получать ее первой. Это необходимо для того, чтобы проанализировать и продумать адекватную реакцию в виде комментария, ответа или новости.

В мире «информационного безумия» нельзя сидеть тихо. Если есть планы развиваться и расти, необходимо постоянно громко заявлять о себе, о своих достоинствах и преимуществах. Именно поэтому вопросы повышения качества важнейших аспектов деятельности компании, включая PR, должны определять направления совершенствования работы компании.

Используемые источники
1. Хейвуд Р. Все о Public Relations / пер. с англ. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, БИНОМ, 2010.
2. Цыганов В.В., Бухарин С.Н. Информационный менеджмент: Механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике: словарь-справочник. – М.: Академический Проект, 2009. – 506 с. – (Социально-политические технологии).
3. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2010. – (Сер. «Наука управления»).
4. Янин Д. Маркетинговые коммуникации: Современная креативная реклама / Даниэль Ядин / пер. с англ. М. Веселковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – (Университеты бизнеса).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».