Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2014 год | Статьи из номера N2 / 2014

Кризис идей, или как разбудить креативность

Середа М.Е.,
основатель и вице-президент
Коммуникационного холдинга Pro-Vision1

Сегодня креативность, или способность творчески нестандартно мыслить, является одним из главных конкурентных преимуществ успешных компаний. Развитие общества напрямую зависит от креативности и инновационности: изобретение колеса, парового двигателя, теория относительности Энштейна, открытие двойной спирали ДНК распахнули перед человечеством новые горизонты. Именно креативность, способность на основе старого создавать новое, признана основным драйвером экономики XXI в. В 2010 г. журнал BusinessWeek ввел новый термин «креативная экономика», т.е. экономика, основанная на интеллектуальной деятельности, которой свойственны систематизация существующих знаний, генерация новых идей и использование высоких технологий для инноваций. Креативность – это актив не только отдельных личностей, компаний, но и наций. И именно сейчас, когда креативность наиболее востребована, способность общества к созиданию падает.

Опрос, проведенный по заказу Adobe® в 2012г., показал, что в своей ежедневной работе сотрудники используют в лучшем случае только 25% креативности. Американские детские психологи, исследовавшие способность к творчеству у детей на протяжении 50 лет, отмечают значительное падение уровня созидательности у детей от 5 до 11 лет, что в будущем приведет к еще большему дефициту креативности.

Если говорить о креативных индустриях, таких как маркетинг, коммуникационный консалтинг, дизайн, то здесь способность к оригинальному мышлению, нестандартному подходу к решению задач является основополагающим. В исследовании, проведенном Holmes Report 2012, отмечено, что компании, пользующиеся услугами консалтинговых агентств, не удовлетворены уровнем креативности консультантов.

Что же такое креативность с точки зрения коммуникационного консалтинга?

И как проявляется креативность в рабочих процессах коммуникационных агентств?

Если задать эти вопросы представителям различных профессий и отраслей, мы получим множество ответов, которые можно объединить в единую формулировку: оригинальный взгляд на обычные вещи. Обладая способностью посмотреть на обычные факты, события, аргументы, связи в другом преломлении, консультант способен «продать» журналисту идею, написать интересный пресс-релиз, придумать оригинальное мероприятие, «зацепить» потребителя или партнера, инициировать дискуссию. Именно эта способность позволяет нам создавать грандиозные идеи и уникальный контент.


(1) Холдинг Pro-Vision – одна из ведущих российских коммуникационных компаний, специализирующихся на проектах в сфере маркетинговых коммуникаций. В его состав входят: PR-агентство Pro-VisionCommunications, полиграфическое агентство Pro-VisionPrint, а также первое в России Онлайн-PR-агентство – PROnline.


В чем же причина такого явления? Почему самая творческая отрасль испытывает кризис креативности?

Одно из заблуждений – считать, что способность к творчеству – это исключительно продукт генетики. Творчество – это сложный процесс, который задействует оба полушария и различные его доли, в данном случае деление на левои правосторонние неактуально. Последние исследования доказывают, что способность к созиданию – это сочетание таланта и среды. Существует множество различных определений так называемых убийц креативности: это – отсутствие мотивации, подмена креативности эффективностью, стрессы и напряженная обстановка на рабочем месте, уныние, ограничения, нехватка времени, прессинг.

А может быть, все намного глубже? Ученые, работающие с детьми, считают, что детская креативность падает за счет того, что дети перестали играть в реальной жизни. Книги им заменили фильмы и комиксы, игры – компьютерные технологии, в этом мире не осталось места для фантазии, следовательно, не развивается способность к творчеству. Если принимать во внимание данные исследования, то нас ожидают глубокий кризис креативности, нехватка идей и ресурсов на глобальном уровне. Но в наших руках создать рабочую атмосферу, максимально способствующую раскрытию креативности. Часто даже в креативных коллективах достаточно одного неверного слова во время мозгового штурма, чтобы погасить творческую искорку в глазах сотрудников и свести усилия группы к нулю. На Западе мозговой штурм является одной из технологий, для использования которой требуется специальное обучение. Я часто сталкиваюсь с проблемой, когда новый сотрудник, претендующий на высокую позицию, совершенно не знает правила ведения мозгового штурма, а ведь именно при его использовании рождаются самые яркие идеи.

Правильное ведение мозгового штурма и идентификация «убийц креативности», перечисленных выше, возможно, помогут вам выйти из творческого кризиса, ведь процесс рождения идей, столь жизненно важных для коммуникационного консалтинга, может быть стимулирован с помощью создания максимально комфортной рабочей атмосферы и профессионального менеджмента.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».