коммерческий директор
информационно-маркетинговой компании “Инкомаркет”
Одной из важнейших задач научно-практической деятельности ученых, конструкторов, дизайнеров, инженеров, технологов является разработка методов и средств, позволяющих решать проблему сокращения времени на создание и поддержание комфортных условий жизнедеятельности человека.
Обращение НИИ “Биотехника” к решению этой проблемы оказалось достаточно плодотворным. Создание домашней микрооранжереи на основе новых биотехнологий культивирования растений в помещениях, с использованием экологически чистого заменителя почвы, позволяет значительно сократить время на уход за растениями в домашних, служебных, больничных и других помещениях, а использование автономного светового блока не только создает благоприятные условия для развития растений, но и значительно расширяет возможности для разнообразия дизайнерских решений.
Целесообразность разработки и производства оранжереи интерьерного типа подтвердило проведенное компанией “Инкомаркет” в марте 1999 г. экспресс-исследование спроса потенциальных покупателей на предложенные “Биотехникой” микрооранжереи.
Перед исследователями были поставлены следующие задачи:
- определение состава потенциальных покупателей домашней микрооранжереи, разработанной НИИ “Биотехника”;
- выявление мнений и оценки потенциальными покупателями потребительских свойств микрооранжереи (конструкции, наиболее приемлемого места размещения оранжереи в доме или служебном помещении, комфортности в потреблении, дизайна);
- определение наиболее приемлемого уровня цены на микрооранжерею;
- оценка ожидаемой емкости московского рынка на домашнюю микрооранжерею.
С целью их решения было проведено специальное экспресс-исследование. В качестве основного методического подхода был принят экономико-логический. Базовым инструментарием наблюдения являлся метод интервьюирования по программе выборочных наблюдений, разработанной специалистами компании “Инкомаркет”. Для проведения исследования НИИ “Биотехника” был представлен опытный образец микрооранжереи.
В целях повышения достоверности результатов выборка респондентов для наблюдения осуществлялась по методу случайных чисел. География интервьюирования представлена различными районами г. Москвы и разнообразными субъектами рынка.
В процессе комплексного анализа использовались как результаты выборочного наблюдения, так и данные Мосгоркомстата и информация из специальной литературы.
В процессе выборочного наблюдения, проведенного компанией “Инкомаркет”, было опрошено 211 респондентов.
По местам опроса респонденты распределились следующим образом:
(в % к итогу)
Офисы коммерческих организаций 41,8
Магазины, из них цветочных 70% 32,7
Поликлиники, аптеки, больницы 14,6
Детские сады, библиотеки, дома детского творчества 7,2
Прочие 3,8
ИТОГО 100,0
Географию проживания респондентов иллюстрируют следующие данные:
(в % к числу ответов)
Москва 74,0
Московская область 20,8
Другие города 4,5
Другие области 0,7
ИТОГО 100,0
По социальному положению респонденты распределились следующим образом:
(в % к числу ответов)
Служащие 57,0
Пенсионеры 12,0
Домохозяйки 11,5
Студенты 6,5
Рабочие 6,0
Бизнесмены 4,5
Безработные 2,5
ИТОГО 100,0
По составу семьи респонденты распределились следующим образом:
(в % к числу ответов)
Семья из 2-х взрослых и 1-го ребенка* 24,5
Семья из 4-х человек, включая детей 24,0
Семья из 2-х взрослых 20,4
Семья из 3-х взрослых 13,8
Семья из 3-х взрослых и 2-х детей 6,1
Семья из 1-го человека 5,6
Семья из 1-го взрослого и 1-го ребенка 3,1
Семья из 1-го взрослого и 2-х детей 0,5
Другие 2,0
ИТОГО 100,0
* Ребенком считается гражданин до 16 лет.
На вопрос “К какой категории по уровню доходов Вы себя относите?” ответы респондентов распределились следующим образом:
(в % к числу ответов)
Средней 55
Низкой 42
Высокой 3
ИТОГО 100,0
При этом представляет интерес мнение респондентов о размере дохода в указанных категориях:
высокий уровень дохода — более 12 000 руб. на одного человека;
средний уровень дохода — 4000—5000 руб. на одного человека;
низкий уровень дохода — до 1300 руб. на одного человека.
Анализ результатов интервьюирования показал, что 65% респондентов изъявили желание купить микрооранжерею. При этом:
31,5% — хотели бы купить оранжерею, чтобы держать ее в домашних условиях, из них: дома — 88,4%, на даче — 11,6%;
33,5% — хотели бы купить оранжерею, чтобы содержать ее в служебных и других помещениях, из них: в служебных помещениях — 86,2%, в домах отдыха — 13,8%;
32,5% — ответили, что им оранжерея не нужна;
2,5% — затруднились ответить.
Респондентами были отмечены положительные качества микрооранжереи. В предложенном варианте их привлекает:
(в % к числу ответов)
Удобство пользования 24,6
Положительное влияние на организм человека 24,2
Настенный вариант 14,7
Габариты 10,2
Количество потребляемой энергии 9,9
Дизайн 8,9
Цена 7,5
ИТОГО 100,0
На вопрос “Какие виды растений и цветов Вы содержите дома и в служебных помещениях?” ответы респондентов распределились следующим образом:
В домашних условиях
(в % к числу ответов)
Декоративная зелень 26,8
Кактусы 25,5
Цветы с крупными листьями 13,9
Срезанные цветы 10,2
Экзотические растения 9,4
Декоративные деревья 7,4
Домашний огород 6,0
Фруктовые деревья 5,4
Другие 2,1
ИТОГО 100,0
В служебных помещениях
(в % к числу ответов)
Декоративная зелень 29,4
Цветы с крупными листьями 21,5
Декоративные деревья 15,7
Кактусы 13,1
Экзотические растения 10,8
Фруктовые деревья 4,8
Срезанные цветы 4,4
Домашний огород 0,3
Другие 0,0
ИТОГО 100,0
Что касается места размещения растений в домашних условиях и в служебных помещениях, то ответы респондентов здесь очень близки
(в % к числу ответов)
|
На подоконниках
|
На полу
|
На специальных подставках
|
На стенах
|
В домашних условиях |
32,2 |
23,6 |
23,1 |
20,5 |
В служебных помещениях |
29,2 |
25,8 |
22,3 |
21,2 |
Отношение респондентов к цене оранжереи распределилось следующим образом:
(в % к числу ответов)
Не акцентировали внимание на цене 43,0%
Назвали приемлемой цену в 300—350 руб. 31,5%
Считают, что цена не должна превышать 200—250 руб. 18,5%
Назвали приемлемой цену в 400-500 руб. 7,0%
ИТОГО 100,0
Интересным оказался факт, что в группу респондентов, не акцентировавших внимание на цене, вошли 83% всех респондентов с высоким уровнем дохода, желающих купить оранжерею, и 46% всех респондентов со средним уровнем дохода, также изъявивших желание купить оранжерею.
Аналогично, в группу респондентов, назвавших приемлемой цену в 300—350 руб., вошли 12% всех респондентов со средним уровнем дохода и 33,3% всех респондентов с низким уровнем дохода, пожелавших купить оранжерею.
В то же время 35% всех респондентов со средним уровнем дохода, 67,7% с низким уровнем дохода, изъявивших желание купить оранжерею, составили группу, которая считает, что цена на микрооранжерею не должна превышать 200—250 руб.
И наконец, последняя группа сформировалась из 17% всех респондентов с высоким уровнем дохода, изъявивших желание купить оранжерею, и 7% всех аналогичных респондентов со средним уровнем дохода.
Обращает на себя внимание высокая доля респондентов, высказавших свои замечания. Так, 71% респондентов, изъявивших желание купить оранжерею, все же заявили, что предложенный вариант оранжереи их не устраивает по конструкции, по дизайну и другим признакам.
Всего замечаний было высказано более 270. По структуре замечания распределились следующим образом:
(в % к числу ответов)
По дизайну 39,1
По цене 18,6
По весу 15,0
По размеру 13,8
По материалу корпуса 13,5
ИТОГО 100,0
Наиболее разнообразные замечания респонденты высказали по дизайну оранжереи (в % к итогу этих замечаний):
30,0% — не устроила форма оранжереи, им хотелось бы обтекаемые, округлые формы корпуса;
25,2% — дизайн не понравился в целом;
15,0% — хотят, чтобы были представлены оранжереи разнообразных форм: угловые, округлые, выпуклые, пирамидальные, под высокие растения и т.д.;
12,1% — считают, что по цвету корпус оранжереи должен быть также разнообразным и с использованием тонирования;
11,2% — хотели бы оранжерею на специальной подставке;
3,7% — нравится задняя стенка полукруглая зеркальная, объемная или прозрачная с фоном, внешняя стенка выпуклая;
1,9% — не понравилось размещение эмблемы на фасаде;
0,9% — пожелали вариант оранжереи с камнями и песком на грунте;
ИТОГО: 100%.
Все пожелания по цене касались ее снижения.
Пожелания по весу можно охарактеризовать одним словом — “уменьшить”.
Что касается размера, то были высказаны следующие пожелания (в % к итогу):
48,8% — считают, что надо делать оранжереи различных размеров;
29,3% — хотели бы, чтобы все габариты оранжереи были увеличены;
9,5% — хотят иметь удлиненную форму оранжереи;
7,3% — более широкую;
5,1% — нужна оранжерея уменьшенных размеров;
ИТОГО: 100%.
По используемым материалам:
54,0% — пожелали, чтобы корпус оранжереи был из пластмассы разных цветов и оттенков;
27,1% — хотят, чтобы корпус оранжереи был выполнен “под дерево”;
8,1% — предпочитают корпус оранжереи “под натуральный камень”;
5,4% — из тонированного стекла;
5,4% — из нержавеющей стали;
ИТОГО: 100%.
Наряду с замечаниями респонденты высказали ряд пожеланий:
60% пожеланий касались комплектации оранжереи растениями. Респонденты предложили комплектовать оранжереи яркими цветами (35,0%) и экзотическими растениями (25,0%);
кроме того, было предложено изготавливать оранжереи по индивидуальному заказу (дизайн под определенный интерьер — 20,0%, композиция растений по заказу — 10,0%);
10,0% пожеланий касались цены. Респонденты считают, что оранжереи должны быть представлены как дорогие, так и дешевые в ассортименте, в зависимости от формы, используемого материала и цветочной композиции.
Анализ проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
- Принцип устройства микрооранжереи, удобство использования и положительное влияние на человека респондентами одобрены (65% покупателей).
- Выявились два основных сегмента потенциальных покупателей. Это:
1) Юридические лица, которые могут использовать оранжерею в служебных и других помещениях (51,5%);
2) Физические лица, желающие купить оранжерею для размещения ее в квартире и на даче (48,5%).
В первый сегмент входят коммерческие организации, вузы, дома отдыха, поликлиники, школы и другие субъекты рынка.
Что касается второго сегмента, то в нем наибольшие доли занимают: семьи из 4-х и 3-х человек с детьми до 16 лет (55,5%), семьи из 2-х человек, не имеющие детей до 16 лет (17,7%), и семьи из 3-х человек, тоже не имеющие детей до 16 лет (14,6%).
- Предложенный для исследования опытный образец оранжереи, по общему мнению, “больничный”. Такую оранжерею хотели бы иметь лишь ограниченные в своих возможностях бюджетные организации и пожилые граждане, при условии, что цена ее не превысит 200—250 руб.
- Более 52% замечаний относительно оранжереи были высказаны по дизайну и применяемым материалам. Это связано с тем, что гармонию цвета и формы предмета необходимо рассматривать в конкретной пространственной среде и при этом каждый человек воспринимает эту гармонию по-своему.
Поэтому в ходе исследования и было получено такое большое количество пожеланий и наибольшее их число касалось формы корпуса оранжереи (48,7% всех замечаний по дизайну), его цветовой гаммы (12,1%), разнообразия габаритов (48,8% всех замечаний по размеру), а также использования в качестве материала для изготовления оранжереи пластмассы разнообразных цветов и оттенков (54,0% всех замечаний по материалу) или сделать корпус оранжереи “под дерево” (27,1%).
То, что 65% опрошенных одобрили саму идею домашней микрооранжереи и изъявили желание приобрести ее, подтвердило целесообразность разработки и производства оранжерей интерьерного типа.
Однако поскольку 71% этих респондентов заявили, что предложенный для исследования образец их не устраивает по конструкции, по дизайну и другим признакам, то при разработке производственных образцов необходимо учесть все замечания и пожелания покупателей. Только при выполнении этого условия имеет смысл разворачивать производство.
|