консультант консалтинговой компании «Аберкейд»
В связи с развитием малого и крупногопредпринимательства российские фирмы пришли косознанию необходимости обучения собственногоперсонала. Тенденцией 2000 г. можно считатьактуализацию спроса на тренинговые услуги.Тренинги стали не только необходимой частьюкадровой политики фирмы — они стали модными.Теперь все большее число российских компанийзаказывают те или иные тренинговые программы.Однако повальный спрос на тренинговые услуги небыл сопровожден информированием широкойобщественности о пользе и реальных возможностяхтренингов, что привело к ряду существенныхпроблем.
Ни для кого не секрет, что тренингиперекочевали к нам с Запада. Первые тренинговыегруппы, направленные на повышениекомпетентности в общении, были созданыамериканскими учеными еще в 50-х годах. В их основележала та идея, что большинство людей живут иработают в группах, но чаще всего не отдают себеотчета в том, как они в них участвуют, какими ихвидят другие люди, каковы реакции, которыевызывает их поведение у других людей. Основнойзадачей таких тренингов было научить человекавидеть себя так, как его видят другие. Успешнаяработа в этой области привела к основанию в СШАНациональной лаборатории тренинга, в которойсоздавались базовые техники тренингов.
В настоящее время существует двоякоепонимание тренинга: с одной стороны, какпсихологического метода, направленного навыработку отдельных знаний, умений, навыков вобласти личностного восприятия, а с другойстороны, как абстрагированного, отделенного отпсихологии знания, направленного на изучениеэффективных алгоритмов и методов продвижениябизнеса. Именно данное направление представляетособый интерес для организаций. В рамках этогонаправления тренинг можно определить как процесснабора и освоения техник, направленных напостроение эффективной профессиональнойдеятельности. Задачей тренинга являетсянаучение бизнес-технологиям, необходимым дляконкурентной борьбы на рынке. Существует дватипа тренингов:
1. Открытые тренинги, когда заранееобъявляется тема и менеджеры из различныхкомпаний собираются на общее обучение.
Недостатки этого типа тренинговзаключаются прежде всего в том, что, посылая, кпримеру, на тренинг продаж двух человек из целогоотдела, руководство компании после тренинга вцелом не ощущает, что ситуация как-то изменилась,потому что менеджеры вряд ли смогут перенестиполученные технологии на организационнуюструктуру и изменить ее на более эффективную.Поэтому подобные тренинги предпочтительнеепроводить для анализа и обмена опытомуправленческой работы среди менеджеров.
2. Корпоративные тренинги,обеспечиваемые штатными или приглашеннымиспециалистами, которые проводят комплексноеобучение руководителей различного уровня.
Преимущества корпоративного тренингазаключаются в его адаптации, доработке ипереработке под потребности и спецификуконкретного заказчика, что позволяет быстреевнедрить полученные знания и навыки в реальнуюжизнь.
Оплата тренинговых услуг зависитот типа тренинга: если это открытые тренинги, тооплата колеблется от 150 до 400 долл. США за человекав зависимости от сложности тренинга;корпоративные же тренинги проводятся на группеиз 8—18 человек при общей стоимости тренинга2000—4500 долл. США. Продолжительность тренинга всреднем составляет 2–3 дня по 8 часов.
Спрос на тренинговые услугиформируется, прежде всего, среди сбытовыхструктур различных организаций, которыестремятся обучить персонал техникам продаж, атакже надеются с помощью тренинга повыситьэффективность работы менеджеров. Крупныекомпании, активно набирающие новых сотрудников,тоже проявляют повышенный спрос на тренинги вобласти создания интегрированной «команды» и«корпоративного духа», обеспечивающего большуюсплоченность коллектива.
В приводимой ниже таблице даетсяхарактеристика наиболее распространенных видовтренингов.
Наиболее распространенные виды тренингов
Рынок тренинговых услуг формируют:
— западные компании;
— российские фирмы, использующиеготовые методики западных компаний илисобственные методики;
— индивидуальныетренеры-консультанты1;
— штатные тренеры, работающие накрупные компании.
В России на данный момент существуетограниченное число тренингов, большинство изкоторых к тому же основано на сравнительно узкомколичестве методик. Мнимое разнообразиетренингов связано лишь со специфичностью ихподачи тренинг-менеджерами. Подобнаяограниченность в технологиях и методахобусловлена, прежде всего недостаточно развитойнаучно-теоретической базой в области тренинга.Большинство имеющихся на рынке программпредставляют собой адаптированные к российскимусловиям американские технологии менеджмента.До сих пор, несмотря на культурные различия,западные компании являются ведущими в областипроектирования и отработки тренингов.Американские исследовательские центры, такиекак Mercury и MTI, работают над созданием новыхтехнологий, которые затем обкатываются насобственных клиентах и доводятся до автоматизма,до готового продукта. Впоследствии этот продуктпредоставляется для пользования другимтренинг-менеджерам, которые при желании (иналичии финансов) могут пройти обучающуюпрограмму, получить сертификат и в дальнейшемсамостоятельно проводить тренинг. Некоторыероссийские компании предпринимают попытки посозданию центров обучения тренинг-менеджеров,однако аналога западным исследовательскимкомпаниям на данный момент в России несуществует.
Можно выделить следующие проблемына рынке тренинговых услуг:
1. Недостаток информации о целях и задачах тренинга приводит к непониманию того, зачем нужен тренинг и что он может дать.
2. Отсутствие однозначных критериев оценки профессионализма тренера способствует появлению большого количества шарлатанов, людей, «продающих воздух». Рынок переполнен тренерами-самоучками.
3. Отсутствие четкой ценовой политики в области тренинговых услуг порождает сильный разброс цен на тренинги.
4. Однотипность тренинговых программ, связанная с неразвитой научной базой.
5. Большое количество переводных программ, не адаптированных к российскому менталитету.
6. Для малого и среднего предпринимательства тренинги все еще являются дорогостоящей услугой.
Однако, наряду с проблемами, можноотметить и ряд тенденций, связанных сдальнейшим развитием этого вида услуг в России:
- Если раньше тренинги представляли собой показательное выступление и не носили никаких конкретных целей, то сегодняшняя тенденция — клиент хочет иметь гарантии результатов. Для этого тренер регулярно осуществляет замеры эффективности проведенного в компании тренинга и выявляет, какие навыки и в какой степени приобрел сотрудник.
- В последнее время проявляется тенденция продажи тренинга как сопутствующей услуги в комплексе с другими услугами. Возникает ситуация «домашнего консультанта», когда тренинги проводятся в тесной связи с проектом по организационному консультированию: консультант анализирует структуру компании и планирует ряд инноваций, а тренинг-менеджер обеспечивает внедрение инноваций в компанию. Таким образом, он отвечает за адаптацию и обучение менеджмента новым технологиям.
- Комплексными становятся не только услуги тренинга, но и сами тренинги. Так, для большей эффективности составляется пакет тренингов, охватывающий все стороны бизнес-взаимодействия в условиях современного рынка.
Прогнозы развития рынка тренинговых услугзаключаются в том, что постепенно будутсоздаваться стабильные тренинговые компании,которые станут своеобразной гарантиейкачественной и профессиональной работы.Компании-провайдеры будут обеспечивать ихпостоянными клиентами, тем самым избавив отнеобходимости самостоятельно продвигатьтренинговые услуги. Таким образом, появитсявремя для совершенствования и повышенияквалификации тренинг-менеджеров, нормализуютсяцены на тренинговые услуги, которые будутустанавливаться компанией, а также появятсягарантии качества услуг, обеспеченныетренинговой компанией.
_________________
1 Термин «тренер» заимствован из спорта иприменяется в исследуемой нами области сизвестной долей условности. Вместе с тем этадеятельность, как можно видеть, действительноблизка по характеру специфике работыспортивного тренера.
|