руководитель отдела маркетинга ЗАО«РИЭРСИ»
Для проведения исследованиямосковского рынка услуг, оказываемыхдизайн-студиями по оформлению полиграфическойпродукции, были опрошены компании-конкуренты икомпании-потребители. Цель анализа — делениеконкурентов на группы и сегментацияпотребителей на данном рынке.
Сначала были рассмотрены типыконкурентов, присутствующих на рынке услуг подизайну полиграфической продукции: типографии,рекламные агентства, дизайн-студии. Затемпроведены опрос компаний—потребителей услугдизайн-студий и их сегментация с определениемстепени заинтересованности в услугах студий.
1. При проведении анализа типографиибыли классифицированы на: элитные, среднегоразмера, специализированные и небольшихразмеров.
Элитные типографии. Клиенты данныхтипографий, как правило, — крупные компании.Заказы, имеющие небольшие тиражи, они стараютсяне принимать. Как правило, при типографияхработают внутренние дизайнеры и имеютсявнештатные дизайнеры. Стоимость дизайна частооговаривают следующим образом: если заказ от 1000листов формата А3 и выше, то стоимость дизайначастично или полностью компенсируется за счетстоимости размещенного заказа. Для клиентов приразмещении достаточно крупного заказа в даннойтипографии дизайн может стоить 1/3 от реальнойцены или быть вообще бесплатным. Клиентов такиетипографии находят по личным связям. Втипографиях существуют отделы менеджеров,которые занимаются поиском клиентов.
Типографии среднего размера. Около20% этих компаний делают дизайн только в томслучае, если заказ размещается у них. Остальные 80%могут выполнить дизайн и без размещения заказа.При размещении заказа — дизайн делают с большимискидками или вообще бесплатно. Уровень цен надизайн — средний. Как правило, при типографияхработают штатные дизайнеры.
Специализированные типографии.Имеют специализированные машины дляизготовления отдельных видов рекламнойпродукции — это может быть только печать нафутболках, только печать клеящихся этикеток,только печать на пленке.
Небольшие типографии. Как правило,имеют несколько машин — для офсетной печати,ксерокс, ризограф. Цены низкие. Обычно дизайнера,специально занимающегося только дизайном, нет.Есть несколько шаблонов дизайна уже выпущеннойрекламной продукции, по которым и предлагается,немного их переделав, делать «дизайн», если о немзаходит речь. Как правило, проводится толькодопечатная подготовка.
Рекламные агентства мыклассифицируем на следующие виды:специализированные(узкопрофильные), полногоцикла, сетевые рекламные агентства.
Специализированные —специализирующиеся только на модульной рекламев СМИ, или только на рекламе в справочниках, илирекламе на радио, на ТВ, наружной рекламе.
Рекламные агентства полного цикла. Делаютпочти все, что касается рекламы, в том числеразрабатывают фирменный стиль, логотипы и т.д. Изполиграфической продукции наибольшим спросом уних пользуется разработка брошюр, листовок,буклетов. Конкурентное преимущество такихагентств — то, что любая компания, котораястановится их клиентом по одному виду рекламнойпродукции, при решении об изготовлении другоговида продукции, как правило, обращается тоже кним.
Сетевые рекламные агентства. Этооколо 10—15 крупнейших агентств, которыеучаствуют в тендерах по составлению рекламныхкампаний, в основном для западных фирм,заинтересованных в российском рынке.
Дизайн-студии классифицируютсянами на: известные, среднего размера идизайн-студии индивидуальных предпринимателей.
Известные дизайн-студии. Какправило, их проекты и сделанные работы широкоизвестны публике. Данные студии постоянно ведутнесколько крупных проектов — готовят рекламныекампании для крупных фирм, освещают ихдеятельность в СМИ. У каждой дизайн-студии естьсвой особенный стиль, в котором и выполняются,как правило, основные работы, — это может бытьстиль шрифтов, стиль изображения. Новые клиенты,как правило, приходят по рекомендациям отпостоянных клиентов и по личным связям.Периодически дают модульную рекламу вотраслевые журналы.
Дизайн-студии среднего размера. Ценыу них — на порядок ниже. Основные направлениядеятельности: фирменный стиль, веб-дизайн.
Индивидуальные предприниматели.Занимаются дизайном и работают как внештатныеспециалисты при издательствах, рекламныхагентствах. В основном выполняют разовые заказына компьютерную графику. Также могут изготовлятьмакеты и верстку книг, брошюр, товарные знаки ит.д.
Опрос потребителей проводилсякомпанией по маркетинговым исследованиям ЗАО«РИЭРСИ» (сентябрь 2000 г.).
По приведенной ниже анкете былоопрошено 54 компании различных видовдеятельности и размеров. По результатам опросакомпании были разделены на 5 групп и по каждойгруппе были рассмотрены возможностисотрудничества и предоставления для данныхкомпаний услуг дизайн-студиями.
1. Как Вы оформляете рекламную литературу?
1. Сами.
2. На заказ.
2. Как был сделан логотип Вашей компании?
1. Самостоятельно.
2. На заказ.
3.1. Ответ на первый вопрос: «Сами»:
(1) Какова вероятность (в %) Вашего сотрудничества с дизайн-студиями по оформлению рекламных материалов?
3.2. Ответ на первый вопрос: «На заказ»:
(1) Вы остались довольны сотрудничеством?
(2) Как Вы нашли данную компанию дизайнеров?
Результаты анкетирования разделены на 5 групп и сведены в следующую таблицу.
Первые две группы — небольшие компании. Как правило, они ограничиваются рекламой в справочниках: «Товары и цены», «Услуги и цены». Процент вероятности сотрудничества с ними очень мал. Вместе они составляют 42% выборки.
С 3-й и 4-й группами сотрудничествовозможно, если их удастся переубедить в том, чтоданная дизайн-студия предлагает лучшие условияили более профессиональное исполнение, нежели такомпания, с которой они уже сотрудничают.
С 5-й группой сотрудничество тожевозможно, если найти человека в рекламном отделе,который отвечает за разработку дизайналитературы, узнать степень егозаинтересованности в сотрудничестве и, взависимости от степени заинтересованности,искать формы сотрудничества.
Также был задан вопрос тем компаниям,которые уже давно сотрудничают с дизайнерами,изготавливающими рекламную полиграфическуюпродукцию: «Довольны ли Вы сотрудничеством?» Всеответы были «да». На вопрос: «Как Вы нашли этукомпанию?» было дано два ответа:
1. «через знакомых».
2. «Мы так давно с ними сотрудничаем, что уже никто не помнит, как мы их нашли».
В таблице приводятся цены на возможные составляющие фирменного стиля. (Они получены по информации от следующих компаний, занимающихся разработкой компонентов фирменного стиля: «Информ-Экспресс», «Ред-График», «АСК», «АРИБА» и т.д.)
Примечание. Почти все рекламные агентства при размещении модулей через них в СМИ дизайн модулей делают бесплатно.
Создание фирменного стиля, в среднем,стоит:
в дизайн-студиях — 1087—16575 долл.,
в рекламных агентствах — 1092—1503 долл.,
в полиграфических компаниях — 930—1170долл.
В результате можно отметить, что на данномрынке достаточно высокая степень конкуренции.Здесь происходит пересечение интересоврекламных агентств, крупных издательств,дизайн-студий и крупных типографий сдизайнерскими отделами. При этом нужноучитывать, что рекламные агентства постоянноведут активный поиск клиентов. Только пассивнаяреклама на данном рынке не даст каких-либозначимых результатов. Так как у каждойкомпании-потребителя существуют сложившиесяпартнеры — типографии, рекламные агентства,дизайн-студии для осуществления работ для них, —нужно предлагать потенциальным заказчикам оченьвыгодные условия сотрудничества.
|