д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и менеджмента
Московского государственного университета прикладной биотехнологии (МГУПБ)
Скрыпникова М.Н.,
преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Московского государственного университета прикладной биотехнологии (МГУПБ)
(Обзор технологических средств защиты ценных бумаг, документов и фирменных товаров от фальсификации и подделки)
Еще совсем недавно достаточно эффективными технологическими средствами защиты документов от возможностей их фальсификации и подделки было использование качественной бумаги с водяными знаками, дорогостоящей полиграфической базы для специальных видов печати, сложных графических элементов и голограмм различных видов. Однако уже в середине ХХ столетия стало очевидно, что большинство этих традиционных (главным образом полиграфических) средств технологической защиты близки к пределу своих возможностей. Было признано, что для реальной защиты необходимо:
— во-первых, внедрение принципиально иных видов изготовления, хранения и регистрации ценных бумаг (взамен тех, которые сложились в обычной полиграфии), делающих подделку если не невозможной, то весьма трудной и экономически невыгодной;
— во-вторых, повсеместное введение особого режима производства и торговли этими защитными средствами, ограничивающего свободное распространение соответствующих технологий, также как и их использование;
— в-третьих, в обстановке нынешних высоких темпов технического прогресса уже невозможно полагаться лишь на один-два средства технологической защиты (как это было до недавнего времени); необходим комплексный подход к решению этой задачи, использующий передовые достижения в четырех-семи разных областях защитных технологий — в обиходе появилось такое понятие, как «композиционная структура защиты».
На практике эти обстоятельства привели к необходимости замены почти всех прежних технологических средств защиты и внедрения нового их поколения, основанного уже не столько на физико-технических качествах самого средства, сколько на экономической трудности его освоения, оказывающегося в большинстве случаев в пределах возможностей лишь государственных структур, крупнейших научно-технических и промышленных монополий. Такой подход стал характерен практически одновременно и в области внедрения новых видов бумаги, форм печати, качества и особенностей используемых чернил, а также и специальных форм построения ценных бумаг, получающих международное признание. При этом уже ни у кого не вызывает сомнения, что, теоретически, полностью защитить продукцию от подделки невозможно, поскольку «то, что один человек может сделать в интересах защиты, другой всегда сможет повторить в интересах фальсификации». Решение этой дилеммы только одно: фальсификация должна быть столь дорогой, чтобы ее осуществление лишало мошенника экономической выгоды.
В настоящее время в мире нет единого подхода к реализации этих требований времени — практически каждая страна идет пока своей дорогой к выбору средств и форм такой защиты. Однако в основе данного выбора находится достаточно узкий перечень технологий. При этом наиболее распространенной системой защиты становится комбинация так называемых «открытых» (т.е. видимых невооруженным глазом) и «скрытых» технологий. Первые, помимо чисто защитных свойств, используются обычно для донесения информации о производителе, вторые — для подтверждения подлинности продукта (когда это вызывает сомнения) и обычно держатся в тайне и распознаются специальными считывающими устройствами. С этой точки зрения заслуживает быть отмеченным следующее.
Использование графических элементов было одним из первых эффективных средств технологической защиты денежных знаков, ценных бумаг и документов. Появление компьютеров и современной множительной техники свело до минимума значение этой защиты. Однако в решении некоторых отдельных проблем она и поныне сохраняет свое значение — например, в обнаружении подделки текста или замены отдельных фрагментов документа. Роль этого средства защиты возрождается с появлением металлизированной бумаги, использованием микропечати и микротекстов.
Использование специальных сортов бумаги всегда находилось в центре внимания фирм и организаций, ведущих борьбу с фальсификацией денежных знаков и документов, однако долгое время это ограничивалось лишь использованием наиболее качественных ее видов, хоть и изготовляемых по особому рецепту (например, со значительной долей льняных волокон). В настоящее время повсеместно речь идет уже о «специальных» сортах бумаги, рассчитанных на применение исключительно для печати ценных бумаг.
Специальные виды бумаги могут служить защитой от фальсификации и подделки лишь в том случае, если будет соблюдаться секрет их производства. Поэтому важным условием успеха становится установление специального режима охраны самого процесса их изготовления, хранения, транспортировки и продажи («Secure Handling Process»).
Дело, однако, не ограничивается использованием лишь несколько модернизированных, но все же стандартных видов бумаги. В начале XXI столетия в обращении появились и принципиально новые виды защищенной бумаги, уже полностью исключающие возможность их несанкционированного производства фальсификаторами всех видов (по крайней мере, в течение ближайшего обозримого будущего). В определенной степени это связано с желанием создать надежно защищенную «неподделываемую» гербовую бумагу, частично — это отражение нормального технологического развития в этой области.
Таким образом, основа, на которой печатаются денежные знаки, ценные бумаги и документы строгой отчетности, была и остается одним из важнейших элементов их защиты от фальсификации и подделки. Значительные технологические сдвиги, произошедшие в этой области за последние годы, существенно усиливают роль и значение этой основы, создают перспективу новых эффективных форм борьбы с фальсификаторами.
Использование специальных видов печати издавна считалось не менее важным элементом защиты ценных бумаг и документов от возможностей фальсификации. В оценках экспертов долгое время выделялись даже три региона мира, отличавшихся условиями своего подхода к этой проблеме: 1) в США и Канаде основной упор делался на металлографскую печать, причем считалось, что вся текстовая часть бланка ценной бумаги должна быть отпечатана именно этим способом; 2) в Англии обязательно требовалось присутствие трех основных систем защиты (бумага, металлографская печать и защитная многоцветная сетка), т.е. ценная бумага должна быть защищена так же, как купюра; 3) во всем остальном мире — металлографская печать признавалась желательной, но не обязательной, так же как и качество бумаги, многокрасочные нерапортные сетки. Ныне это деление уже практически потеряло всякий смысл, так как для печати поддельных документов мошенники освоили почти весь спектр печатных процессов: офсетную печать, флексографию, гравюру, глубокую печать, литографию, электрофото-графию и печать на струйных принтерах. Каждый такой вид печати дает свой тип изображения и еще недавно действенно обладал определенными защитными свойствами. Ныне уже ни один из таких видов печати не может служить защитой от подделки, хотя и сохраняет свою индивидуальность.
Таким образом, за последние десятилетия не произошло каких-либо серьезных нововведений в области печати. Фальсификаторы постепенно освоили все используемые на практике печатные технологии, лишив их тем самым каких-либо защитных свойств.
В то же время появились элементы и новой технологии нанесения фоновой краски и самого текста — «микропечать» и «микротексты». Воспроизведение этой технологии требует специального, сложного оборудования и особенно трудно осуществимо в кустарных условиях. Опыт показывает, что именно эти детали, каким бы видом печати фальсификаторы ни пользовались, становятся в настоящее время наиболее уязвимым и легко распознаваемым местом всякого рода фальшивок.
Использование новых видов чернил и красок для печати ценных бумаг и документов получило в конце ХХ столетия заметное развитие. После длительного периода застоя здесь произошли технологические изменения, которые фактически сделали это звено наиболее надежным и экономически выгодным элементом защиты и верификации документов.
Долгое время считалось, что наиболее надежной защитой от атак фальсификаторов является зеленая краска, используемая при печати долларов США. Ее химическая формула и технология производства тщательно оберегались финансовыми органами США. Однако во второй половине ХХ в. эта краска уже практически утратила свои защитные функции — ее промышленное производство смогли организовать лаборатории многих стран. В то же время на рынке появились принципиально новые группы красок, обладающих весьма выгодными с точки зрения защиты документа от фальсификации свойствами.
Использование голограмм рассматривалось поначалу в качестве весьма эффективного средства защиты от фальсификации ценных бумаг и документов, особенно после 1969 г., когда был изобретен способ получения голо-грамм, видимых в обычном «белом» свете и получивших известность как «радужные голограммы». Объемное изображение таких голограмм хорошо видно в рассеянном свете, но особенно четко оно просматривается при освещении любым точечным источником света. В 80—90-х годах получили массовое распространение также и многие другие виды голограмм (различия между которыми состояли, главным образом, в способах их производства).
Следует подчеркнуть, что как средство защиты голограммы не оправдали возлагавшихся на них надежд — все они оказались относительно легко копируемыми. Но главной причиной почти полной девальвации ценности голограмм как средств визуальной защиты стала широкая доступность оборудования для их производства, прежде всего в Китае, Индии, Турции и Сингапуре. В итоге даже сложные по структуре образы голограмм стали легко имитироваться. Широко известен случай с фирмой Microsoft, предпринявшей попытку защитить свои программные продукты «новой, не поддающейся копированию тисненой голограммой». Уже через два месяца после выпуска таких голограмм на рынке появились пиратские копии программ с голограммами, визуально неотличимыми от оригиналов.
Электронные защитные технологии объединяют целый спектр различных свойств. Производители банковских кредитных карточек широко применяют магнитную полосу, способную хранить в себе достаточно большой объем информации в закодированном виде и считываемую специальными сканерами.
Смарт-карты представляют собой один из видов такой защитной технологии, которая быстро развивается и в настоящее время получает все большее распространение. Смарт-карта — это кусочек пластика с впаянной в него микросхемой, вмещающей в себя определенную информацию, считываемую специальным прибором. Кредитные и телефонные карточки — яркий пример применения смарт-карт. Последней разработкой в этой области стали супер смарт-карты, позволяющие пользователю вводить свои данные с компьютерной клавиатуры и выводить данные на дисплей.
Производители аудио-, видеозаписей и компьютерных программ активно используют существующие и разрабатывают новые электронные методы защиты. Одна из таких систем заключается в кодировании записей и программ и не позволяет их дублировать. Другая система содержит аппаратное средство, подключающееся к компьютеру и «открывающее» доступ к программному обеспечению.
Защитные биотехнологии основаны на уникальности биологических объектов, таких как антитела, энзимы и ДНК. Определение их специфического строения и реакции на химические реактивы сделало эти технологии в последние годы одним из важнейших средств защиты. Так, одной из самых распространенных биотехнологий стала реакция антител на химические реактивы. Эти реактивы добавляются в незначительное количество исследуемого продукта (например, медицинского препарата или спиртного напитка), и исследуется их реакция на антитела. В этом случае система защиты является как бы частью самого продукта. При этом никто не может определить наличие реактива заранее, поскольку его концентрация очень мала.
Особым химическим защитным средством стало использование микроскопических пластиковых этикеток, которые были разработаны в свое время для маркировки взрывчатых веществ, — эти микроскопические частицы с записанной на них информацией добавляли в порох, и, как оказалось, происхождение взрывчатых веществ можно установить как до, так и после взрыва. Такие микроскопические ярлыки представляют собой очень прочные пластиковые образования неправильной формы, содержащие до десяти разноцветных слоев. Именно цветовое сочетание этих слоев составляет уникальный код ярлыка, так как общее количество возможных вариантов такого сочетания достигает 4,5 млрд. Ярлыки могут внедряться как в сам продукт, так и его упаковку.
Кодирование ценных бумаг изотопами редкоземельных элементов может стать наиболее совершенным и надежным методом защиты ценных бумаг от подделок. Эксперты считают, что для его практического использования наиболее подходящими являются стабильные изотопы осмия: использование их в качестве метки ценных бумаг позволяет качественно повысить надежность защиты ценных бумаг от подделок, так как технология получения изотопов осмия и введения их в структуру ценных бумаг весьма сложна и требует промышленных условий. Введение же двух изотопов осмия (соотношение которых может варьироваться по заданной программе изготовителем ценных бумаг) позволяет практически полностью исключить возможность подделки ценных бумаг и в то же время легко проводить специальную экспертизу на наличие или отсутствие подделок.
Использование осмия для кодирования ценных бумаг приемлемо также с той точки зрения, что этот элемент отличается высокой устойчивостью к воздействию механических нагрузок, агрессивных сред. Кроме того, он характеризуется отсутствием какого-либо значимого радиоактивного воздействия на человека и окружающую среду. В то же время технология нанесения этих изотопов на ценные бумаги может быть легко согласована (совмещена) с технологиями нанесения других защитных мер. И все это может быть выполнено с помощью использования уже имеющихся стандартных технологий и оборудования.
Анализ ценных бумаг на отсутствие подделок может легко и оперативно проводиться по характерному рисунку нанесенного осмия (заданное расстояние между метками) с использованием недорогих приборов. Экспертиза же особо ценных бумаг может совершенно безошибочно проводиться по соотношению двух изотопов осмия (например, Os-192/Os-187 или Os-192/Os-189 и т.д.) в стационарных условиях (лабораториях, центрах, банках и т.д.) с использованием лазерной или ядерной диагностики.
Себестоимость применения таких средств защиты будет иметь, несомненно, весьма важное значение. В этой связи можно отметить, что затраты на реализацию изотопного метода кодирования ценных бумаг будут определяться стоимостью исходного продукта — изотопов осмия, стоимостью технологического оборудования для их напыления, а также разработкой полевых приборов и экспертных (лабораторных) установок для контроля особо ценных бумаг.
Оценить эффективность отдельного вида защиты — задача не только сложная, но и во многом неблагодарная: в данный момент эта эффективность может быть весьма высокой, а завтра вообще потерять практическое значение, став жертвой новых возможностей фальсификаторов. Иными словами, определение этой эффективности требует постоянного и комплексного анализа обстановки и учета перспектив ее изменения в обозримом будущем. Примеров же значительных перемен в этой области известно немало, в том числе:
— в начале 90-х годов огромные убытки стали нести две ведущие американские компании по использованию кредитных карточек Visa и Master Сard — защита этих карточек с помощью еще недавно непреступной магнитной полосы была преодолена мошенниками многих стран. В ответ на это в магнитную полосу были встроены специальные микросхемы (чипы). В итоге этого «чуда света» потери компаний в 90-х годах (несмотря на трехкратное увеличение операций) удалось сократить в 10 раз. Но уже в начале 2000 г. стали поступать сообщения о появлении карточек и с подделанными микросхемами;
— до середины 90-х годов большие надежды во многих странах возлагались на защитные качества голограмм. Однако эта защита быстро потеряла свои достоинства — оборудование для производства голограмм (относительно несложное и дешевое) без труда и в короткие сроки было освоено фальсификаторами. В итоге, в мировой практике известно немало примеров, когда надежды на защиту с помощью новых голограмм кончались полным провалом через два-три месяца после первого выпуска «защищенной» ими продукции.
Все это лишь примеры того, как быстро может меняться оценка эффективности использования отдельных средств технологической защиты. Они являются подтверждением того, что любая защита будет эффективна лишь в том случае, если она постоянно совершенствуется и опережает технологические и финансовые возможности мошенников, а также и то, что в обычной ситуации следует полагаться не на 1—2 вида технологической защиты, а на композицию таких средств, включающую 4—7 видов защитных технологий. Видимо, этим и следует объяснить то, что все крупные и известные в мире компании по предоставлению средств защиты от фальсификации и подделки специализируются теперь, как правило, не на одной какой-либо отдельной защитной технологии, а разрабатывают и предлагают своим клиентам комплекс таких технологий, из которых и составляется композиция защиты с учетом всех конкретных обстоятельств.
Таким образом, анализ современного состояния технологических средств защиты позволяет констатировать, что их эффективность в настоящее время определяется успешным решением трех задач: во-первых, возможностью визуальной (субъективной) оценки подлинности и целостности документа; во-вторых, возможностью объективной и однозначной идентификации с помощью специальных приборов; в-третьих, созданием для мошенников таких технических, финансовых и иных трудностей, которые лишают их усилия экономического смысла.
|