к.э.н.,
доцент Орловской региональной академии государственной службы (ОРАГС)
Natura non nisi parendo vincimur
(Природу покоряют, только покоряясь ей)
Ф. Бэкон
Формирование и реализация стратегии развития любого хозяйствующего субъекта протекают в условиях рынка, где основополагающую роль играют отношения по поводу купли-продажи товаров. Перефразируя сентенцию известного философа XVI века, можно утверждать, что рынок покоряют, только покоряясь ему. Иными словами, разрабатывая и реализуя планы развития в условиях рыночной экономики, необходимо соблюдать ее законы, использовать присущие ей механизмы, инструменты и методы.
На современном рынке широкое распространение получил маркетинг — социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц путем удовлетворяют свои потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом. В более узком смысле слова маркетинг — система управления деятельностью организации, направленная на достижение поставленной цели с тем, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей.
Специалисты подчеркивают, что если вначале маркетинг был связан с продажей физических продуктов (потребительских товаров, продукции производственного назначения), то сейчас используется применительно ко всему, что может быть продано на рынке [1, с. 7—9]. По нашему мнению, принципы маркетинга целесообразно применять к такому специфическому товару, каким является стратегия развития.
Существует множество определений категории «стратегия развития». Например, по П. Друкеру, стратегия есть способ реализации теории бизнеса[1] в практической деятельности, цель которой — обеспечить организации возможность достижения желаемых результатов; стратегия позволяет организации целенаправленно искать и использовать в своих интересах благоприятные возможности [2, с. 67—68; 99].
Вне зависимости от того, как трактуется стратегия, она может быть предложена рынку, поскольку обладает способностью удовлетворять конкретные потребности. Стратегия развития является экономическим товаром и выступает в качестве предмета обмена на рынке между двумя или же большим числом контрагентов. Успех эффективного осуществления обменных операций в конкурентной среде невозможен без применения маркетинговых усилий. Все сказанное выше позволяет ввести в научно-практический оборот новую составляющую маркетинга, которую мы называем «маркетинг стратегии развития».
Маркетинг стратегии развития (в дальнейшем МСР) есть социально-управленческий процесс, посредством которого обеспечивается удовлетворение потребностей индивидуумов и групп людей в целенаправленной трансформации параметров и позиции формируемых и действующих социально-экономических систем в неконтролируемой среде.
Стратегия развития является специфическим товаром: она не имеет вещественной формы, неосязаема и по данным признакам может быть отнесена к услугам. Вместе с тем в отличие от услуги, которая не отделима от продавца, стратегия может быть потреблена покупателем без участия субъекта, ее продавшего. Если запас невостребованных услуг создать в принципе невозможно, то в отношении стратегии развития такая операция вполне осуществима. Например, сегодня в России существует солидный запас невостребованных стратегий развития страны, разработанных разными партиями, общественными движениями, учеными. Каждая из них при соответствующих условиях может быть приобретена и поступить в сферу потребления. Стратегия развития региона есть экономический товар, по своим особенностям близкий продукту интеллектуальной собственности.
Стратегия развития является достаточно емкой и многоплановой категорией, которую можно классифицировать по разным признакам. Данному вопросу посвящали свои работы И. Ансофф, Э. Боумен, А. Градов, П. Друкер, М. Круглов, Г. Минцберг, М. Портер, Г. Хэмел и другие зарубежные и отечественные ученые. Каждый из них разрабатывал классификацию стратегий развития в рамках интересующей его предметной области исследования. Рассмотрим, к примеру, классификацию стратегии развития региона, являющуюся предметом нашего исследования.
Стратегии развития региона целесообразно группировать по следующим признакам:
- типу покупателей, выделяя стратегии, предназначенные населению (дифференцированные по социальным группам, категориям, объединениям, месту жительства); юридическим лицам (дифференцированные по предприятиям, организациям, их видам) и органам управления территорией;
- видам (потребительские, маркетинговые, предпринимательские, трудовые и организационные стратегии);
- сферам деятельности (производство, услуги, инфраструктура, сфера управления, социальная сфера и др.);
- отраслям (промышленность, сельское хозяйство, образование, транспорт, связь, строительство и т.д.);
- направлениям (инвестиционная, инновационная, финансовая, институциональная, развитие импортозамещающих производств и т.д.);
- стратегическим приоритетам, выделяя стратегии стабильности функционирования (они являются основными для развития региона, обеспечивая стабильность его функционирования и существования); ключевые стратегии (которые оказывают доминирующее влияние на конкурентоспособность региона, выделяя его среди множества других территорий); новаторских стратегий (которые формируют потенциал успеха региона в будущем).
Для стратегии развития региона в целом и каждого из элементов приведенной выше классификации разрабатываются программы маркетинга, в которых отражаются особенности организации работы с потребителями соответствующего сегмента рынка (например, маркетинг стратегии развития региона, МСР сферы услуг, МСР транспорта и т.д.).
Ядро МСР представляют обменные процессы, в которые вступают между собой покупатели и продавцы по поводу купли-продажи экономического товара «стратегия развития».
Покупателями стратегии развития могут являться отдельные физические лица, коммерческие и некоммерческие предприятия и организации, работники данных предприятий и организаций, выступающие в этой роли совместно с органами управления или самостоятельно, в случаях, когда работники пользуются предоставленным им правом избирать органы управления. Например, при отсутствии необходимой для принятия решения информации физическое лицо может приобрести план достижения в будущем желаемой цели у другой стороны в обмен на ценимые ею вещи (дружеское расположение, взаимную услугу, деньги и т.п.).
Особенно наглядно товарообменный процесс по поводу купли-продажи стратегии развития протекает в открытых акционерных обществах на выборах представителей топ-менеджмента: акционеры приобретают желаемые ценности (дивиденды, имидж, расширение бизнеса, рост капитализации и т.п.) в обмен на лучшую стратегию развития фирмы, предлагаемую конкретным лицом, вручая ему соответствующие властные полномочия со всеми присущими атрибутами (повышение дохода, власть, самореализация и т.д.). Еще один пример: общепринятой организационной структурой высшего руководства во многих странах Европы является команда равноправных партнеров, вместе выбирающих председателя, который выполняет роль не «босса», а «лидера». В данном случае уже не все акционеры, а команда, желающая получить максимальную выгоду, вручает властные полномочия лидеру, способному предложить лучшую стратегию развития.
Покупателями стратегии развития также являются органы управления, выступающие от имени населения муниципального образования, субъекта федерации, страны в целом. В этом плане интерес представляет один из первых в истории России случаев подобной сделки. Как известно из истории, разнообразие и обилие ресурсов не обеспечивало нашим пращурам желаемых порядка, благополучия и качества жизни, что заставило их обратиться за помощью к «специалистам в области управления». Пресловутое приглашение варягов на княжение есть не что иное, как покупка стратегии развития государства вместе с услугами тех, кто обладал ноу-хау в этой области. Летопись Нестора свидетельствует, что сделку сопровождал заключенный ряд (соглашение), в котором, говоря современным языком, были определены функции, права и обязанности сторон.
Тот факт, что стратегия развития покупается не самим потребителем — населением, а представляющими их интересы и нужды органами управления, говорит о необходимости формирования нормативно-правовой базы, регулирующей подобного рода сделки на рынке стратегий. Российскую Федерацию признали недавно страной с рыночной экономикой, между тем сделки по купле-продаже такого важного и дорогостоящего товара долговременного пользования, каким является стратегия развития региона (страны), ни в стране в целом, ни на региональном (муниципальном) уровне юридическим оформлением пока еще не сопровождаются. Вряд ли нужны дополнительные доказательства необходимости принятия соответствующего федерального закона.
В роли продавца стратегии развития могут выступать отдельные граждане или различные их объединения, коммерческие и некомммерческие предприятия, общественные неправительственные и другие организации, разрабатывающие стратегии развития по предварительному заказу или для последующего предложения и реализации. Развитый рынок стратегий предполагает функционирование на нем консалтинговых фирм, которые могут заниматься разработкой и продажей данного товара, а также оказывать потребителям необходимые услуги, включая процессное консультирование.
Изучение рынка консалтинговых услуг и деятельности фирм, их представляющих, показывает, что в стране создана профессиональная основа для оборота на нем специфического товара под названием «стратегия развития». Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело анализ деятельности 100 крупнейших консалтинговых групп России в 2001—2002 гг. По данным исследования, на долю услуг в области стратегического планирования в первом полугодии 2002 г. приходилось 12,6% рынка, причем в абсолютном измерении этот сегмент рынка увеличился за год примерно на 27% [3, c. 78]. На данном рынке занимается бизнесом немалое количество продавцов. Справедливости ради следует отметить, что большая часть консалтинговых групп сконцентрирована в крупнейших городах страны, прежде всего в Москве; однако в последнее время сеть консалтинговых компаний интенсивно развивается и в регионах.
В качестве примера совершения сделки на данном рынке можно привести покупку концепции реформы почтовой службы России, произведенной Министерством связи РФ в условиях разнообразного предложения. Покупатель принимал решение о покупке, имея широкий выбор. Во-первых, концепцию развития почтовой службы могли разработать соответствующие структурные подразделения самого министерства. Во-вторых, качественную разработку продукта могли обеспечить отечественные консалтинговые группы, в том числе около десятка фирм, специализирующихся на предоставлении услуг в области стратегического планирования по отрасли «Связь». В-третьих, необходимый товар можно было получить, обратившись к известным международным фирмам. Министерство связи РФ остановило свой выбор на консалтинговой компании McKinsey, заплатив ей за концепцию реформы почтовой службы 1,5 миллиона долларов [3].
МСР призван содействовать процессу обмена и совершенствованию способности органов управления участвовать во взаимовыгодном обмене с потребителями во имя достижения поставленной цели. В специальной литературе сложилось мнение о наличии четырех целей маркетинга, включающих максимизацию потребления, максимизацию степени удовлетворения потребителей, максимизацию выбора потребителей, максимизацию качества жизни. Сегодня Ф.Котлер высказывает мысль, что существует единственная цель маркетинга — максимизация качества жизни, означающего удовлетворение базовых потребностей, доступность множества хороших изделий и получение удовольствия от природной и культурной среды. Он выражает уверенность в возможности ее достижении при условии надлежащего управления с помощью системы маркетинга [4, с. 107].
По нашему мнению, для маркетинга стратегии развития региона достижение данной цели есть не просто возможность, а реальная и насущная необходимость. Проще говоря, цель маркетинга стратегии развития страны, региона или муниципального образования — содействие созданию и поддержание максимального качества жизни на данной территории.
МСР присущи такие общие функции, как анализ рынка, формирование стратегии, товарной и ценовой политики, коммуникации, организация сбыта и продаж и т.д. Вместе с тем существуют специальные функции МСР, которые модифицируются в зависимости от конкретной сферы объектно-субъектных отношений по поводу купли-продажи стратегии развития. Так, к специальным функциям МСР региона относятся:
- комплексное изучение, прогнозирование и формирование потребностей и спроса функционирующих на территории региона населения и иных субъектов хозяйствования;
- исследование факторов внешней и внутренней среды, влияющих на выбор направления трансформации региональной социально-экономической системы;
- формирование стратегии развития, а также позитивного отношения к ней как у непосредственных пользователей, так и наиболее влиятельных контактных аудиторий на всех стадиях процесса управления;
- обеспечение реализации и эффективного использования стратегии, своевременное выявление необходимости и направлений ее корректировки.
Исходя из целевой установки, МСР должен заниматься созданием ценностных, долгосрочных отношений, то есть строиться на парадигме отношений, которая определяет будущее маркетинга. В процессе осуществления маркетинга стратегии развития региона необходимо руководствоваться следующими семью принципами, лежащими, по Ф.Котлеру, в основе взаимоотношений общества и маркетинга [4, с. 105—107].
Принцип свободы потребителя и производителя требует, чтобы маркетинговые решения по поводу разработки и потребления стратегии развития принимались по возможности в условиях относительной свободы.
Второй принцип — удовлетворение базовых потребностей. Система МСР должна использоваться для удовлетворения потребностей разных слоев населения, субъектов хозяйствования вне зависимости от сферы и масштабов деятельности. Не отказываясь от принципа свободы производителя и потребителя, участники рынка стратегии развития должны поддерживать экономические и политические действия, направленные на решение этой проблемы.
Принцип ограничения потенциального ущерба является краеугольным камнем МСР, поскольку ущерб, который может нанести приобретение и потребление некачественной стратегии развития региона (страны и др.), может быть огромен, а его последствия — неустранимы. Поэтому принятие действенных мер по предотвращению реального или потенциального ущерба производителю, потребителю или третьей стороне необходимо еще на стадии формирования товара «стратегия развития». Соблюдение принципа ограничения потенциального ущерба требует организации контроля за ходом формирования, продажи и реализации стратегии и соответствующего законодательного обеспечения.
Маркетинг стратегии развития должен опираться на принцип экономической эффективности. Его реализация означает необходимость эффективного представления основного товара и дополнений к нему, создания и поддержки конкурентной среды на рынке, информированных покупателей, что обеспечивает высокое качество товара и относительно низкие цены. Для МСР региона этот принцип особо важен, поскольку свойства стратегии развития продавцы склонны приукрашивать, а результаты реализации — преувеличивать или (в случае существенных отклонений от поставленной цели) затушевывать.
Стратегия развития, с одной стороны, рассчитана на использование в течение длительного времени, с другой стороны, должна пересматриваться и корректироваться в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды, потребностями пользователя. Использование принципа инноваций позволяет ответить на вопросы: нужно ли пересматривать всю стратегию целиком или же только отдельные ее составляющие и как это делать. Он позволяет также выработать единый подход к их решению, основанный на выделении на каждом уровне управления стратегий стабильного функционирования, ключевых и новаторских.
В МСР необходимо соблюдать принцип обучения и информирования потребителей. В процессе формирования и использования стратегии развития имеет место ярко выраженная информационная ассиметрия. С одной стороны, она характеризуется отсутствием полной информации у реальных и потенциальных потребителей о свойствах предлагаемой стратегии, с другой — отсутствием подготовки потребителей для оценки качества стратегии. Иными словами, в процессе разработки стратегии следует опираться на осознанную поддержку заинтересованных субъектов хозяйствования и одновременно активно формировать условия для поддержки среди тех, кто по разным причинам не может по достоинству оценить содержащиеся в ней преимущества. В этой связи следует заниматься обучением и информированием потребителей, что позволяет удовлетворять потребности и повысить благосостояние потребителей в долгосрочной перспективе.
Исключительно важное значение в МСР придается принципу защиты потребителя. Дело в том, что обучение и информирование потребителей не в состоянии обеспечить полную защиту потребителя, в связи с чем решение этой задачи должна взять на себя система МСР. Стратегия развития — сложный товар, даже подготовленные потребители не могут дать им квалифицированную оценку. Поэтому система защиты потребителей должна предотвращать попытки ввода их в заблуждение, практику навязывания покупок, препятствовать реализации и использованию стратегий, способных нанести ущерб потребителям, вред окружающей среде, вызывать побочные эффекты и т.д.
В зависимости от назначения конкретной стратегии развития помимо основных может потребоваться использование дополнительных принципов. Например, к дополнительным принципам МСР региона можно отнести:
- учет наиболее существенных взаимосвязей и взаимозависимостей со стратегиями других хозяйствующих субъектов как по горизонтали, так и вертикали;
- включение в стратегию развития возможных и желательных изменений внешней и внутренней среды функционирования.
В качестве инструментов в МСР используется весь арсенал средств, входящих в традиционный комплекс маркетинга (4Р). Особое значение в МСР региона придается разработке товара, который содержит значительно большее количество свойств, чем обычный товар долговременного пользования. На рынке обычного товара противоречивые и взаимоисключающие потребности в нем разных покупателей легко удовлетворяются с помощью соответствующей ассортиментной политики. Главная трудность МСР заключается в том, что существующие дифференцированные стратегии обязаны гармонично вписываться в единую стратегию развития региона, призванную одновременно удовлетворять различающиеся потребности различных слоев населения и субъектов хозяйствования, а соответствующие им разнообразные свойства товара не должны находиться в антагонистическом противоречии друг с другом.
Непростая задача стоит перед маркетологами и при разработке ценовой политики. Потребительская ценность стратегии развития как экономического товара определяется сопоставлением выгод, получаемых пользователями в результате осуществления предусмотренных в ней трансформаций, с полной ценой потребления стратегии. Полная цена потребления стратегии развития включает не только цену покупки, определяемую суммой затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для формирования стратегии, но и издержки ее потребления. В качестве последних выступают затраты, необходимые для реализации стратегии, а также возникающие при этом потери, включая экологические.
Для стратегии развития, как и всех товаров длительного пользования, характерны существенные различия между ценой покупки и полной ценой ее потребления. Поэтому особое внимание следует уделить расчету полной цены потребления по каждому из альтернативных вариантов стратегии развития региона, с тем чтобы предоставить покупателям возможность в полной мере оценить достоинства и недостатки предлагаемой сделки.
Высокой степени социальной ответственности требует организация каналов распространения и выбор методов продвижения стратегии на рынок, поскольку число лиц, потребляющих результаты реализации конкретной стратегии развития, значительно превышает число лиц, принимающих решение о покупке. В ходе разработки программы продвижения стратегии чрезвычайно важно информировать потенциальных покупателей о величине затрат по всем статьям издержек ее потребления. Если покупатель осведомлен об издержках и всех свойствах предлагаемого товара, то покупка осуществляется вполне осознанно, и в результате можно ожидать достижения взаимной удовлетворенности сторон, совершивших сделку. При реализации стратегии развития региона данное обстоятельство имеет первостепенное значение, поскольку в будущем обеспечивает необходимое для ее успешной реализации взаимодействие сторон. Предоставление продавцом неполной или искаженной информации свидетельствует о попытке сбыть не отвечающий потребностям или же вовсе некачественный товар.
Особенностью рынка стратегии развития является его конкурентность, характеризуемая ярко выраженным стремлением к соперничеству между продавцами товара. Оно может проявляться в разных формах с использованием разных средств. Так, во время проведения избирательной компании на пост губернатора отдельные претенденты, поддерживающие их партии и движения, не только выдвигают свои стратегии развития данного региона, но и активно рекламируют, пропагандируют и даже стимулируют их приобретение. Наглядным примером тому может служить прошедшая осенью 2002 г. кампания по выборам губернатора Красноярского края.
Покупатель стратегии, как правило, выступает в единственном числе даже в том случае, если потребителей купленного товара множество. Например, стратегию развития конкретного региона, по сути, покупает орган управления, представляющий функционирующее на его территории сообщество, члены которого будут потреблять ее полезные свойства как коллективно, так и каждый в отдельности.
Товары, предлагаемые на данном рынке разными продавцами, предназначены для удовлетворения потребностей совершенно определенного клиента и не могут быть проданы без соответствующей доработки кому бы то ни было. Покупатель приобретает единственную стратегию из предлагаемых альтернатив, и при этом склонен платить за нее меньше, пользуясь конкурентной ситуацией. Иными словами, рынок стратегии развития является рынком монопсонии.
С точки зрения маркетинга информация о потребностях пользователей стратегии существенно более важна, чем данные о характеристиках товара. Признание этого факта предполагает необходимость соответствующих организационных усилий: на рынке стратегий нужно не просто предложить вариант стратегии, а совместно с группами заинтересованных потребителей — жителей, мелкого бизнеса, крупных предприятий и т.д. — находить наилучшие возможности ее реализации.
По степени удовлетворенности потребностей обычно выделяют три группы рынков. Во-первых, существующие рынки, на которых потребители вполне удовлетворены предлагаемыми стратегиями и дополнительными услугами. Появляющиеся на них новые продавцы с вариантами стратегий предлагают не новые блага, а скорее, конкурентоспособные цены или средства продвижения. Эти стратегии обеспечивают при использовании обычную выгоду, ничем практически не отличаясь друг от друга (кроме уровня затрат и потерь). Так ведут себя партии и претенденты на руководящие посты в условиях стабильного развития общества. Они предлагают программы удовлетворения потребностей, осознанных большей частью населения данного региона, обещая лишь разные затраты на достижение поставленных в них целей. На этих рынках и ведется сегодня основная борьба не только в регионах, но и в стране в целом.
Во-вторых, скрытые (латентные) рынки, состоящие из потребителей с определенными потребностями, которые еще не удовлетворены альтернативными стратегиями. Наиболее привлекательные перспективы открываются разработчикам стратегий в удовлетворении потребностей, которые остались незамеченными конкурентами. Примером латентных рынков стратегии развития может служить огромный слой населения России с низкими доходами, интересы которых на сегодня учитываются далеко не полностью. Стратегия развития, реально ориентированная на удовлетворение потребностей этого сегмента рынка, имеет огромный потенциал, ее принятие и реализация смогли бы обеспечить в России долговременный экономический рост, подъем социальной активности, сплочение народа, укрепление позиций страны на международном рынке. Успех стратегии развития Китая, единственной страны в мире, добившейся сокращения числа бедных за последние 10 лет и ставящей сегодня амбициозную цель — достижение статуса супердержавы в обозримом будущем, во многом объясняется умелым использованием потенциала латентных рынков.
В-третьих, зарождающиеся рынки, формируемые из потребностей, о желательности удовлетворения которых потребители даже не подозревают. Такие рынки возникают намного чаще, чем предполагают сами разработчики. Новейшие стратегии и услуги изменяют поведение потребителей и создают новые рынки. В качестве примера зарождающихся рынков можно привести новые направления общественной мысли, пересматривающие общепринятую сегодня в развитом мире систему потребительских ценностей и приоритетов. К их числу можно отнести теорию главного «еретика капитализма», американского профессора Д.Кортена, базирующуюся на ограничении потребления в индустриально развитых странах и имеющую последователей, которые реализуют данную теорию на практике, создавая принципиально новые рынки [5, c. 58—63].
Существование трех групп рынков определяет необходимость учитывать их особенности при формировании и реализации такого специфического товара, каким является стратегия развития.
В заключение следует подчеркнуть, что выгоду от наличия у региона ясной стратегии развития извлекают не только те, кто ориентируется на нее в своей деятельности, но и представители других регионов, не участвующие непосредственно в реализации стратегии. Поскольку они могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на ход реализации стратегии, постольку в процессах формирования и реализации стратегии необходимо учитывать и их социально-экономические интересы. В этом направлении можно вести поиск латентных и развивающихся рынков стратегии развития.
Покупатели редко способны точно и объективно представить себе соотношение потребительской ценности товара и затрат на его приобретение, причем потребители полагаются на собственное ощущение ценности. В этой специфической черте покупательского поведения заложены потенциальные возможности и просчеты разработчиков стратегии развития. Неудовлетворенность населения и других субъектов хозяйствования стратегией развития региона грозит ее создателям крахом карьеры, уходом с политической сцены и другими неприятностями. Маркетинг стратегии развития призван предотвращать подобные угрозы, рекомендуя обещать лишь то, что можно выполнить, но делать больше обещанного.
Для внедрения концепции маркетинга стратегии развития необходимы значительные усилия, которые связаны прежде всего с формированием институциональных, организационных, экономических и правовых основ цивилизованного рынка стратегий развития. Однако эти усилия не бесплодны и обещают получение больших выгод. В результате использования концепции МСР можно ожидать изменения статуса категории «стратегия развития», а также создания прочного фундамента отношений между субъектами в процессе осуществления товарообменных операций как в корпоративном секторе экономики, так и в сфере государственного, регионального и муниципального управления.
Литература
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
- Друкер Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. — 272 с.
- Кращенко Л. Стратегический мираж // Эксперт. — 2002. — № 33. — С. 78—86.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. — 2-е европ. изд. — М., СПб., К. Издательский дом «Вильямс», 1999. — 1152 с.
- Гринберг А., Хисамова З. Рыночная ересь капитализма //Эксперт. — 2002. — № 26. — С. 58—63.
1 Теория бизнеса — ряд представлений о том, в чем заключается бизнес, каковы его цели, как определяют его результаты, кто потребители, что они ценят и за что платят.
Полное содержание номера >>>
|
Как приобрести этот номер >>>
|
|