заслуженный деятель науки РФ,
д.э.н., профессор РЭА им. Г.В. Плеханова
Гаврилина О.П.,
магистр менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова
Программы «Мастер делового администрирования» существуют нароссийском рынке второй десяток лет, многие специалисты и руководители компанийуже прошли этот курс и получили соответствующий сертификат. Однако стоитзаметить, что «молодость» этих программ в России пока не позволяет имполноценно конкурировать на международном рынке. Достаточно сказать хотя бы отом, что еще ни одна российская школа бизнеса не получила международнойаккредитации как бизнес-школа: пока мы сертифицируем и аккредитуем только своипрограммы.
Свое исследование мыначали с того, чтобы понять, в чем принципиальное отличие конкурентоспособнойзападной бизнес-школы (обеспечивающей качественное образование) от еероссийской «коллеги». Мы не можем сравнивать чисто «технические» параметры,такие как количество студентов, конкурс на место, преподавательский состав идр., — очевидно, что временное отставание играет здесь существенную роль.
Для начала уточнимопределения. Мы ведем разговор о качестве образования, т.е. о более широкомпонятии, нежели качество обучения. Качество обучения — это непосредственныйрезультат учебного процесса, зависящий от уровня квалификациипрофессорско-преподавательского состава, учебно-методического процесса,состояния материально-технической базы, интеллектуального потенциала студентовкак объекта образовательного процесса учебного заведения. Качествообразования дополнительно включает еще ряд характеристик — как правило,таких как востребованность выпускников учебного заведения, их служебнаякарьера, оценка с точки зрения работодателей, связи «вуз—производство», наличиеили отсутствие рекламаций.
В чем специфика качествабизнес-образования в России и МВА как главной его части? Специфика в том, когои как обучают. Здесь, как правило, не совсем уместно говорить овостребованности выпускника. Если на Западе в бизнес-школу поступает специалисткомпании или студент, только что закончивший бакалавриат, то в России основнойконтингент обучающихся — топ-менеджеры и владельцы компаний (специалистысоставляют лишь 30—40% от общего количества обучающихся). Это логично: в свое времянынешние руководителя высшего звена не смогли получить профессиональные знания,зато имели определенную хватку, теперь же с ростом конкуренции на рынке импришлось сесть за парты. И тут возникает вопрос: как оценить качество ихобразования? Рост зарплаты, продвижение и другие западные критерии неподходят...
Современное пониманиепрограмм МВА можно разделить на две части:
- МВА понимается как программа, помогающая в формировании определенного образа мышления, действия, поведения руководителя в различных жизненных ситуациях.
- МВА предполагает обучение, выводящее на высокий профессиональный уровень (известно, что у программ существуют специализации).
Именно на эти две части мы и разделили наш исследовательскийпроект.
Летом 2002 г. в Международной ассоциации МВА заговорили оновых компетенциях и новых перспективах бизнес-образования1. Намеждународной конференции «МВА: новый манифест» в Барселоне, где собралисьдиректора программ, аккредитованных Международной ассоциацией МВА (АМВА), былипредставлены результаты опроса студентов программ МВА в разных странах,проведенного сотрудниками Школы экономики Норвегии (Norges Handelskode).Приоритетными компетенциями преуспевающего руководителя были названы следующие(табл. 1):
Таблица 1
Что нужно уметь преуспевающему руководителю
№ п/п |
Компетенции |
Все опрошенные студенты |
1 |
Искусство взаимодействия и общения |
4,52 |
2 |
Умение слушать и понимать других |
4,31 |
3 |
Навыки кооперации и сотрудничества |
4,26 |
4 |
Умение справляться со стрессом |
4,19 |
5 |
Понимание стратегии компании |
4,16 |
6 |
Способность действовать в условиях неопределенности |
3,98 |
7 |
Аналитические способности |
3,98 |
8 |
Знания в области корпоративной культуры |
3,96 |
9 |
Творчество и новаторство |
3,90 |
10 |
Умение отдавать распоряжения и контролировать работу других |
3,90 |
11 |
Гибкость |
3,83 |
12 |
Владение тактикой власти |
3,79 |
13 |
Профессионализм в конкретных областях менеджмента |
3,58 |
14 |
Взаимодействие с международными партнерами |
3,41 |
15 |
Высокие этические стандарты |
3,31 |
Источник: журнал «Карьера». — 2002. — № 8—9.
Так расставили приоритеты 1420 респондентов из 11 школбизнеса разных стран (Австрии, Дании, Англии, Финляндии, Франции, Германии,Голландии, Италии, Норвегии, Испании и Швеции). Интересно, что на вопрос о том,что поможет им получить хорошую работу, эти студенты МВА на первое местопоставили их собственные личностные качества, на второе — знания и компетенции,полученные в процессе обучения на МВА, на третье — репутацию бизнес-школы и начетвертое — личные связи и знакомства.
Мы не могли оставить безвнимания этот материал и приняли его за основу первой части обследования рядароссийских бизнес-школ.
Должны признаться, чтоубедить участвовать в подобном исследовании администрацию многих российскихшкол бизнеса практически невозможно. На нам удалось вовлечь в него ряд ведущихроссийских бизнес-школ. Поскольку полученные данные для этих бизнес-школ можносчитать конфиденциальными, мы скажем только, что в опросе участвовали 250слушателей последнего года обучения по программе МВА в
г. Москве.
В данной части исследованиянаша задача состояла не в оценке этих конкретных бизнес-школ, а в том, чтобыпредставить себе складывающиеся оценки слушателей по отношению к полученномубизнес-образованию.
Начнем с того, кто участвовал в опросе (рис. 1). Состав участников оправдал первоначальную гипотезу о превалировании в контингенте обучающихся топ-менеджеров. Кстати будет сказать, что еще одной причиной этого может быть недостаточная развитость программ Executive-MBA в нашей стране.
Рис. 1. Состав участников опроса первой части исследования
Полностью результаты опроса без разделения по дополнительнымкритериям представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты опроса слушателей программ МВА по первой части исследования, %
Вопрос |
Варианты ответов |
Абсолютно согласен |
Согласен |
Затрудняюсь ответить |
Не согласен |
Абсолютно не согласен |
Программа МВА в нашем вузе учит искусству общения и взаимодействия |
19 |
60 |
11 |
10 |
0 |
На программе МВА я развиваю умение слушать и понимать других людей |
18 |
57 |
13 |
12 |
0 |
Программа МВА направлена на развитие навыков кооперации и сотрудничества |
24 |
44 |
23 |
9 |
0 |
На данной программе нас учат, как справляться со стрессом |
4 |
16 |
32 |
40 |
8 |
Учась по программе МВА, я стал лучше понимать, что такое стратегия компании |
59 |
39 |
2 |
0 |
0 |
На программе МВА меня обучили (обучают), как действовать в условиях неопределенности |
18 |
45 |
26 |
10 |
1 |
Обучаясь по программе, я развил(а) свои аналитические способности |
25 |
54 |
13 |
8 |
0 |
Программа дала мне знания в области корпоративной культуры |
32 |
55 |
9 |
4 |
0 |
На программе МВА нас учат творчески и новаторски мыслить и действовать |
19 |
55 |
18 |
6 |
2 |
На программе я научился(ась) отдавать распоряжения и контролировать работу других |
9 |
48 |
25 |
17 |
1 |
На МВА нас учат быть гибкими |
10 |
51 |
29 |
10 |
0 |
Обучаясь здесь, я овладел тактикой власти |
6 |
23 |
47 |
23 |
1 |
На программе МВА я становлюсь профессионалом в конкретной области менеджмента |
15 |
48 |
24 |
11 |
2 |
Нас учат, как следует взаимодействовать с международными партнерами |
4 |
25 |
32 |
31 |
8 |
Нам прививают высокие этические стандарты ведения бизнеса |
9 |
36 |
36 |
18 |
1 |
Все критерии после статистической обработки можно разбить на 4 группы:
- в первую вошли вопросы, набравшие наибольшее количество баллов и которые мы может считать сильными сторонами российских школ бизнеса, соответствующими западным тенденциям развития;
- во вторую группу вошли критерии, которые нельзя однозначно отнести к сильно развитым в данной части российской образовательной системы, но все же уже уверенно пробивающие себе дорогу;
- к третьей группе мы отнесли те составные части качества и конкурентоспособности образования, которым уделяется мало внимания в России;
- и наконец, в последней группе нашли себе место те критерии, которые можно назвать совсем неразвитыми, то есть представляющие собой слабые стороны бизнес-образования в нашей стране.
Таблица 3
Различие положения вещей в российском бизнес-образовании и западных бизнес-школах
Группа |
Ранг по степени развитости в РФ |
Ранг по исследованиям Школы экономики Норвегии |
Вопрос/критерий |
Первая |
1 |
5 |
Понимание стратегии компании |
2 |
8 |
Знания в области корпоративной культуры |
3 |
6—7 |
Аналитические способности |
4 |
1 |
Искусство взаимодействия и общения |
Вторая |
5—6 |
3 |
Навыки кооперации и сотрудничества |
5—6 |
9—10 |
Творчество и новаторство |
7 |
2 |
Умение слушать и понимать других |
8 |
6—7 |
Способность действовать в условиях неопределенности |
Третья |
9 |
13 |
Профессионализм в конкретных областях менеджмента |
10 |
11 |
Гибкость |
11 |
9—10 |
Умение отдавать распоряжения и контролировать работу других |
12 |
15 |
Высокие этические стандарты |
Четвертая |
13 |
12 |
Владение тактикой власти |
14 |
14 |
Взаимодействие с международными партнерами |
15 |
4 |
Умение справляться со стрессом |
Итак, как можно видеть из таблицы 3, знания в области стратегии и корпоративной культуры, развитие аналитических способностей и навыков взаимодействия и общения составляют сильные стороны российских бизнес-школ. Только в случае с корпоративной культурой мы видим существенное отличие в рангах (6 пунктов), что связано скорее всего с тем, что для российского бизнеса данное понятие имеет приоритет: не прошло и десяти лет после так называемого периода первоначального накопления капитала в РФ, когда культура была единой для всей страны.
Во второй группе очевидно, чтоумению слушать и понимать других людей, столь высоко оцененному взападноевропейском исследовании, в обследованных нами российских бизнес-школахуделяют мало внимания.
В третьей группе находятся текритерии качества образования, которые у нас не очень сильно развиты, хотя онивходят в пятнадцать важнейших критериев. Здесь неплохо хотя бы то, что сюда непопали те показатели, которые являются наиболее важными и значимыми.
В последней же группе естьявное несоответствие: очень важный навык руководителя по преодолению стресса вроссийских бизнес-школах обходится стороной... Разве у наших руководителейменьше причин волноваться, чем у их западных коллег? Полагаем, что тренинг поэтому вопросу должен включаться в программы МВА: это не ущемит общую программуи сыграет безусловно положительную роль в профессиональном продвижениислушателей программы.
Кстати, несколько подробнее ослушателях программы МВА. Как мы уже замечали, в большинстве своем (60%) этотоп-менеджеры и владельцы компаний. Остальные — специалисты и менеджерысреднего звена. В нашем исследовании предпринята попытка узнать, есть лиразличия в ответах этих двух категорий.
Выяснилось, что различия нестоль существенны. Только в двух вопросах первой анкеты мы заметили явнуюразницу: в девятом вопросе о творческом подходе и новаторстве (табл. 4) и втринадцатом вопросе о профессионализме в конкретной области деятельности (табл.5).
Получилось, что топ-менеджеровобучают творчески подходить к делу и новаторски мыслить, а специалистов,обучающихся в тех же бизнес-школах, — нет.
С утверждением же о том, что вшколе бизнеса готовят специалистов в конкретной области деятельности, гораздобольше соглашались именно специалисты компаний.
Таблица 4
Разница в ответах на вопрос 9 топ-менеджеров и специалистов компаний, %
Вопрос |
Варианты ответов |
Абсолютно согласен |
Согласен |
Затрудняюсь ответить |
Не согласен |
Абсолютно не согласен |
Топ-менеджеры |
19 |
54 |
15 |
9 |
3 |
Специалисты |
18 |
5 |
21 |
3 |
0 |
Таблица 5
Разница в ответах на вопрос 13 топ-менеджеров и специалистов компаний, %
Вопрос |
Варианты ответов |
Абсолютно согласен |
Согласен |
Затрудняюсь ответить |
Не согласен |
Абсолютно не согласен |
Топ-менеджеры |
16 |
43 |
22 |
16 |
3 |
Специалисты |
13 |
60 |
23 |
5 |
0 |
В своем обучении более склонны видеть элементы научения творчеству и новаторству топ-менеджеры компаний, зато чувство того, что они становятся специалистами в конкретной области деятельности, не покидает именно специалистов. Здесь прослеживается разница в мотивации и установках этих двух групп слушателей.
Мы получилиэкспериментальное подтверждение того, что общие (так называемыедженералистские) программы МВА в большей степени нужны высшему руководству, аспециализации — среднему звену.
Однако не стоит забыватьо том, что профессионализм менеджера, его компетентность в конкретной областизнаний, которую он выбрал, должны развиться и закрепиться к окончаниюбизнес-школы. Эпоха непрофессионализма и советской системы обучения, гдеакадемические знания были оторваны от жизни, должна пройти, и особенно этокасается МВА. Этот вопрос уже не подлежит обсуждению, задолго до нас былиопубликованы первые руководства по обучению действиям, первые сборникигарвардских кейсов и т.д. Мы же решили проследить качество подготовкислушателей программы «МВА-маркетинг».
Результаты оказалисьвесьма любопытными и могут быть приняты как повод к размышлению методистов ируководителей российских школ бизнеса.
Не нарушая логики, представляем вам участников опроса (рис. 2):
Рис. 2. Состав участников опроса, обучающихся по программе «МВА-маркетинг»
Надо сказать, что результаты этой части исследования наснемало порадовали: компетентность выпускников достаточно высока (табл. 6).
Таблица 6
Уровень подготовленности слушателей программы «МВА-маркетинг» по своей специализации
№ в порядке убывания уровня компетентности |
№ вопроса в анкете (по порядку) |
Варианты ответов на вопрос:
По окончании бизнес-школы я смогу... |
Количество набранных баллов
(202 балла — максимум) |
1 |
3 |
...сегментировать рынок своей продукции/ услуги и выбрать целевой рынок |
158 |
2 |
5 |
...выбрать критерии для позиционирования и разработать отличительные особенности на целевом рынке |
149 |
3 |
2 |
...грамотно проанализировать маркетинговые возможности фирмы |
136 |
4 |
7 |
...оценить и выбрать каналы распределения |
132 |
5 |
4 |
...составить стратегический план маркетинга компании |
127 |
6 |
8 |
...разработать идею новой продукции/услуги |
114 |
7 |
9 |
...профессионально установить цену на товар/услугу |
111 |
8 |
6 |
...провести рекламную кампанию |
108 |
9 |
10 |
...компетентно осуществить проект по исследованию рынка |
102 |
10 |
1 |
...создать отдел маркетинга «с нуля» и обеспечить эффективную координацию его деятельности с другими подразделениями компании |
93 |
Интересно, что при разделении ответов топ-менеджеров и специалистов мы получили следующую картину (рис. 3):
Рис. 3. Разница в ответах на вопросы второй части исследования топ-менеджеров и специалистов,
обучающихся по программе «МВА-маркетинг», %
Очевидно, что, оценивая свою компетентность, топ-менеджерывыражают больше оптимизма и уверенности в себе, нежели специалисты и сотрудникисреднего звена. Однако общие контуры кривой на приведенном графике совпадают, азначит, тенденция одна. Самыми сложными для обеих категорий оказались вопросыоткрытия отдела маркетинга «с нуля» и маркетинговых исследований. Причем еслидисциплина «Маркетинговые исследования» не всегда входит в стандартный наборпредметов по выбору, то недостаток знаний в этой области как-то объясним. Чтоже касается вопросов организации маркетинга, то они должны охватываться курсом«Управление маркетингом» и следует обратить на это внимание. Сильнее же всего,как показало исследование, в наших бизнес-школах преподают сегментацию ипозиционирование.
Возвращаясь к проблемеоценки конкурентоспособности и качества, подчеркнем, что, с нашей точки зрения,на данном этапе своего развития бизнес-школы и различные компетентныеорганизации еще не могут пользоваться стандартным набором критериев оценки этихпараметров, когда-то созданных Financial Times или U.S. News. Следует регулярнопроводить некий внутренний аудит компетентности выпускников — примерно такойже, какой был проведен в данном исследовании. И это не стандартная анкетаоценки отдельного курса, которая не дает представления о том, достигла ли своейцели программа, а комплексный оценочный лист, разделенный на «общую» и«специализированною» части согласно двум составляющим понятия «МВА».
Конечно, в данной статье мы не могли рассмотреть всехвозможных аспектов проблемы качества, но надеемся, что представленныерезультаты будут полезными для большинства бизнес-школ России.
1 МВА: 360 градусов оценки // Карьера. — 2002. —№ 8—9. |