Во время
работы на выставке «Реклама и информация» (май 2004 г., г. Санкт-Петербург,), после фразы «одно из направлений нашей деятельности — e-mail маркетинг», в ответ часто раздавалось: «А! Спамеры!». Несправедливость этого высказывания и явилась
главной причиной появления данной статьи. Столь негативное отношение к частому
появлению «непрошеных гостей» в электронном почтовом ящике вполне объяснимо.
Однако спам не имеет никакого отношения к
цивилизованному e-mail маркетингу, которым давно и
успешно занимается множество компаний в мире.
Попробуем
разобраться, в чем их отличия, зачем, для чего и когда используют спам и e-mail маркетинг.
Итак, что такое СПАМ?
Сложно
дать однозначную формулировку, и все же наиболее емкая и точная дана Игорем
Ашмановым («Ашманов и партнеры», www.spamtest.ru): «Спам — это анонимные незапрошенные
массовые рассылки электронной почты, как правило, имеющие рекламный характер».
Можно
выделить основные признаки спама:
-
|
Если вы получаете безадресное письмо,
как правило, с несуществующего обратного адреса и с явно рекламными
предложениями – это СПАМ.
|
-
|
Если Вас, без Вашего на то согласия,
подписали на две или более рассылок, а Вы подписывались всего на одну (при
условии, что Вы внимательно изучили правила подписки) – это СПАМ.
|
-
|
Если на вашем сайте, дискуссионном
листе, в гостевой книге появляется сообщение, не имеющее отношения к
указанной вами теме и явно рекламного характера, – это СПАМ.
|
Прошедший
2003 год называют годом спама. На декабрь 2003 года спам составил около 75-80% всей входящей корреспонденции в
публичных почтовых службах Рунета. Такой бум
несанкционированных рассылок возник неспроста: за спамерами
стоят серьезные деньги рекламодателей. По предварительным подсчетам, рынок спама составляет сотни миллионов долларов в год в мире и
несколько миллионов долларов в год в России.
Только
наличием достаточного количества рекламодателей, желающих потратить деньги на спам, можно объяснить технологический подъем спама, который произошел за последние годы, а именно:
-
|
специально созданное программное
обеспечение в виде вируса, спам-письма или через файлообменные сети попадает в компьютер пользователя,
который в большинстве случаев и не предполагает, что он является рассыльщиком спама. В 2003-м
году заражение машин троянскими вирусами стало специальным бизнесом.
Количество зараженных машин в мире насчитывает как минимум несколько сотен
тысяч;
|
-
|
создаются целые системы спама, в которых участвуют тысячи компьютеров,
обменивающихся между собой информацией и обновляющих программное обеспечение
(ПО) в режиме on-line.
|
По своей
сущности в настоящее время массовая несанкционированная рассылка уже является
не просто спамом, а соединением спамерско-хакерских
технологий.
Кто, зачем и для чего использует спам?
Общеизвестная
истина заключается в том, что вся прелесть спама в
массовости и дешевизне. Дешевизна массовых рассылок объясняется следующим:
1. Internet – это очень дешевый транспорт данных. При
современной российской цене за сетевой траффик
стоимость передачи одного e-mail сообщения составляет
сотые доли цента, а если производить рассылку из США, то себестоимость будет
еще меньшей.
2. Спамеры широко используют для доставки своих сообщений
чужие ресурсы (вычислительные и транспортные мощности, к которым получен
незаконный доступ), что еще более снижает себестоимость.
3. Базы
данных для рассылок никаким образом не обрабатываются: нет возможности
сегментации, персонализации, геотаргетинга
и проч.
Распространенность
спама и рост объемов его использования объясняются
тем, что стоимость рекламной рассылки в расчете на одно письмо ничтожна, охват
аудитории огромен, количество откликов на рекламу – более чем приемлемо для
рекламодателей (тем более, в сравнении с заплаченными деньгами). Другими
словами, находятся люди, которые покупают эти безумные количества виагры и пилюль для увеличения понятно чего, которые
отвечают на нигерийские письма, идут на обучения в «Центр Американского
английского» и т.д.
По данным
Лаборатории «Спамтест» наиболее распространенными темами
для спама в России являются следующие:
1.
приглашение принять участие в семинарах, конференциях и тренингах — 23%;
2.
предложения о покупке товаров и услуг (лишь около 40% из них — англоязычные) —
22%;
3.
приобретение баз данных и услуг по рассылке — 16%;
4. реклама
туристических туров, продажа билетов, предложения отдыха и развлечений — 11%;
5.
покупка/аренда и операции с недвижимостью — 8%;
6. услуги
в области полиграфии — 7%;
7.
предложения работы — 4%;
8.
предложения для «взрослых» и медицина — по 2% каждая.
Стоит
отметить и то, что стали появляться новые темы спама
– это политическая реклама, предложения антиспамерского
ПО (причем сноски, как правило, ведут на
порнографические сайты)
В ходе
исследования FTC (Federal Trade
Commission – Федеральная торговая комиссия) была
изучена 1 тыс. писем, выбранная случайным образом. Оказалось,
что 66% посланий содержит заведомо ложную информацию в строках «Отправитель» и
«Тема», а сам текст письма написан явными мошенниками: 33% отправителей спама используют поля для привлечения внимания получателей
с целью дальнейшего обмана, 22% писем содержат ложную информацию в заголовке,
при этом 42% спамеров стремятся создать у получателей
их «творчества» иллюзию того, что письмо написано кем-то из знакомых.
По данным
другого исследования, проведенного компанией Ferris Research, в прошлом году спам
нанес американским компаниям ущерб в размере 8,9 млрд. долл., а европейские
компании потеряли 2,5 млрд. долл. Это затраты на оплату входящего траффика; рабочее время, которое сотрудники тратят на
получение и удаление спам-писем; приобретение и
установку антиспамерского программного оборудования
Что же такое e-mail маркетинг?
Можно дать
следующее определение: «Установление долгосрочных двусторонних коммуникаций
между производителем и потребителем, происходящих посредством электронной
почты». И именно он может стать серьезной альтернативной спаму.
Согласно
данным Forrester Research,
в прошлом году количество сообщений электронной почты, полученных бизнес-пользователями, превысило количество обращений по
телефону, сообщений голосовой почты и персональных контактов.
Электронная
почта все больше используется для маркетинга, так как она быстрее, дешевле и «интерактивнее», чем обычная. Но это далеко не все ее
преимущества:
-
|
пользователей электронной почты больше,
чем пользователей интернета;
|
-
|
в e-mail
маркетинге существует возможность более точного выбора целевой группы;
|
-
|
информация в почтовом ящике хранится
неограниченно долго;
|
-
|
по своим возможностям электронное письмо
как носитель информации не уступает интернет-сайту;
|
-
|
если информация заинтересовала
получателя, он тут же может отправить дополнительный запрос;
|
-
|
нет необходимости тратить средства на
полиграфию и курьерскую доставку, тем более что информация имеет тенденцию
быстро устаревать.
|
По оценке Forrester Research (Helping Business Trive on Technology
Change), затраты на маркетинг средствами электронной
почты будут расти до 6,8 млрд. долл. в 2006 г. Jupiter
Media Metrix прогнозирует
более быстрый рост: до 9,4 млрд. долл. в 2006 г.<*>
<*>
http://www.forrester.com.
Что
необходимо для того, чтобы ваши отношения с клиентом стали действительно
«долгосрочными» и «двусторонними»?
Есть
несколько простых и проверенных практикой правил:
-
|
Ваши обращения должны быть затребованы,
вы обязательно должны заручиться согласием на их получение.
|
-
|
Вы непременно должны указывать свои
обратные координаты.
|
-
|
Вы должны знать к кому обращаетесь. интернет-технологии
позволяют производить сегментацию по территории, социально-демографическому
статусу и интересам.
|
-
|
Без доверия невозможны никакие
долгосрочные отношения. Доверие же строится на постоянстве — выработайте свой
стиль подачи информации, который будет отличать Вас от всего окружения.
Используйте персональное обращение – это одна из наиболее выгодных и
отличительных черт e-mail маркетинга; не оставляйте
без внимания ни одного запроса, поставляйте затребованную информацию в
оговоренный срок — не раньше и не позже.
|
Используемые варианты e-mail маркетинга
Каждая
уважающая себя компания в настоящее время имеет сайт. Однако не все используют
сайт как поставщика информации, зачастую ограничиваясь лишь соображениями
престижа. Вместе с тем, если информация на сайте обновляется, Вы сможете найти
тех людей, которые захотят постоянно быть в курсе событий – предложите им
подписку на новостные или партнерские программы.
Итак,
первый вариант – это корпоративная рассылка по электронной почте. Один
из самых действенных инструментов e-mail маркетинга,
так как в результате вы получаете максимально заинтересованную целевую аудиторию, через которую можно создать дополнительный
спрос на свой товар. При этом можно корректировать и дифференцировать рекламные
предложения по степени готовности получателя к покупке. По своему содержанию
рассылка (или электронное периодическое издание) аналогична корпоративной off-line газете, но не нуждается в затратах на печать и
размещается в интернете. Все информационные и
рекламные возможности обычной газеты в корпоративной рассылке присутствуют
наряду с дополнительными возможностями интернет-рекламы.
Соблюдайте
правила построения долгосрочных партнерских отношений, и рост ваших подписчиков
не заставит долго себя ждать. Вы можете создать рассылку собственными силами,
одновременно Вы можете обратиться к рассылочным сервисам в интернете,
которые помогут Вам организовать корпоративные рассылки, привлечь дополнительную аудиторию и получить статистику по подписчикам и их
заинтересованности в той или иной информации. Примерами таких сервисов являются
www.subscribe.ru, www.content.mail.ru,
через которые распространяется огромное количество электронных рассылок на
самые разные темы.
Если по
какой-то причине у вас нет сайта или нет возможности/желания организовывать
собственную корпоративную электронную газету, можно обратиться к различным
информационным каналам и разместить рекламу
в уже существующих электронных рассылках. Выбирая наиболее соответствующие
вашей целевой аудитории темы, социально-демографические, географические или
другие важные для Вас характеристики, Вы размещаете текстовую или текстово-графическую рекламу (аналогично рекламе в печатном
издании) с возможностью перехода на ваш интернет-ресурс.
Бесспорно,
что в данном случае Ваш рекламный посыл отправляется максимально точно по
адресу, одновременно он имеет некоторые ограничения по полноте представленной
информации.
Еще один
вид e-mail маркетинга – это прямая адресная
реклама (не спам!). В этом случае Ваш
потенциальный потребитель (все характеристики которого Вы учли заранее)
получает отдельное рекламное письмо. Очень важно заранее получить согласие
вашего респондента на отправку ему рекламных сообщений и придерживаться строго
его интересов. Списки получателей прямой адресной рекламы обычно создаются на
основе анкетирования, подписки на сайте компании, off-line
анкетирования. Пользоваться нелегальными базами данных, которых сейчас
множество, несмотря на высказывания о якобы
достаточной эффективности спамерских рекламных
кампаний, крайне нежелательно! И не только из-за материального и морального
ущерба получателей, но и вреда для имиджа компании, риска применения санкций со
стороны вашего провайдера и многих других неприятностей.
Расширить
базу получателей рассылки можно цивилизованным путем. В интернете
есть сервисы, где пользователи сами подписываются на получение рекламных
сообщений по интересующим их темам, и вы можете заключить договор на отправку
рекламного письма по базе этих сервисов.
Однако
основное направление e-mail маркетинга – это работа с
базами e-mail, их сегментация по необходимым для
решения текущих задач параметрам, построение постоянного диалога с
потребителем. В этом варианте требуется серьезное техническое обеспечение, над
решением которого сейчас работает наша компания. В ближайшее время мы предложим
программу SubscribePro, которая позволит при
минимальных затратах времени и человеческих ресурсов одновременно вести
несколько корпоративных рассылок.
Итак,
можно следующим образом сформулировать все вышесказанное: e-mail
маркетинг – это система технологий и коммуникаций, которая позволяет точно
знать интересы потребителя и его поведенческие модели; в результате этих знаний
Вы можете вести маркетинг «лицом к лицу», каждый раз обращаясь индивидуально и
с определенным предложением. Поэтому, используйте все возможные инструменты для
того, чтобы обратиться к конкретному человеку, а не к абстрактной аудитории
потребителей.