За последние годы маркетинг перестал быть в нашей стране экзотикой. Переведены
лучшие труды зарубежных ученых [1, 2]. Вышли добротные научные труды отечественных
авторов [3, 4]. Крупные предприятия и компании имеют солидные, хорошо функционирующие
подразделения маркетинга. Многие консультационные фирмы предлагают маркетинговые
услуги. Однако спрос на последние явно не удовлетворен - особенно в регионах.
Там ситуация складывается примерно следующим образом.
Хорошо работающие крупные предприятия решают проблемы самостоятельно. В
областных центрах есть высшие учебные заведения, в которых читаются курсы
лекций по маркетингу. Здесь же можно найти специалистов для предоставления
консультаций. Но они также предпочитают крупных заказчиков, имеющих возможность
хорошо оплачивать услуги. Основная же масса предприятий - малых, средних,
а также крупных, не сумевших пока найти свое место на рынке, - до сих пор
не располагают соответствующими возможностями. Это существенно сказывается
на социально-экономическом развитии регионов.
Как показывают проведенные нами исследования [5], решить указанную проблему
могли бы и, главное, должны, по нашему мнению, региональные органы управления
- администрации субъектов РФ, городов, крупных районов. Почему они? Избранные
населением региона органы власти обязаны обеспечивать жизнедеятельность
и развитие регионов - это главное. А для достижения этой цели они должны
выработать и обеспечить реализацию необходимой промышленной политики в рамках
стратегии социально-экономического развития регионов. Региональные органы
власти обязаны быть заинтересованы в обеспечении создания новых рабочих
мест, постоянном поддержании зарплаты на должном уровне, увеличении покупательной
способности населения. Для реализации стратегии развития регионов и должны
выполняться работы по организации современной инфраструктуры промышленности,
сельского хозяйства, сферы услуг. А в рамках этой работы региональные органы
власти должны способствовать организации маркетинговой деятельности на своей
территории.
Важен и вопрос: как следует организовывать работу по предоставлению маркетинговых
услуг в регионе? Имеющийся опыт [5] позволяет сформулировать следующие рекомендации.
Прежде всего целесообразно, на наш взгляд, создать государственную (муниципальную)
организацию, назвав ее, например, Региональным центром маркетинговых услуг
(РЦМУ), - естественно, с финансированием в начальный период ее существования
из бюджета региона. Почему государственную? Частная организация в первую
очередь будет озабочена не делом, а возможностью заработать. РЦМУ рекомендуется
создавать в ведении департамента, ответственного за разработку и реализацию
стратегии социально-экономического развития региона. Организация и обеспечение
деятельности РЦМУ должны рассматриваться как одно из важнейших мероприятий
в осуществлении стратегии организационного развития региона, являющейся
составной частью общей стратегии. Это подчеркивается в связи с тем, что
иногда проявляется желание создавать организации такого типа в ведении регионального
комитета по управлению имуществом. К сожалению, название подобных комитетов
подчас не соответствует решаемым им задачам и, следовательно, квалификации
и мотивации их сотрудников.
Какие задачи представляются при этом наиболее важными? Первая - способствовать
развитию маркетинговых услуг в регионе; это значит пропаганда, обучение,
информирование. Вторая задача более трудна - собственно предоставление маркетинговых
услуг. Причем должен быть установлен порядок, предусматривающий:
а) инициативное проведение работы силами РЦМУ для предприятий региона, которые
сами еще не проявляли инициативы, а возможно, и формирование рекомендаций
относительно создания предприятий по производству перспективной продукции;
б) бесплатное предоставление услуг для начинающих предпринимателей, для
предприятий, находящихся в трудном положении (см. пункт "а").
Развитие направления, связанного с решением второй задачи, с самого начала
должно быть сориентировано в перспективе на приобретение умения и организационных
возможностей по обеспечению функционирования всей логистической цепочки
по конкретным продуктам региона, то есть создание логистической инфраструктуры
в регионе. Известно, что важной задачей логистики является совершенствование
управления товародвижением. С этой задачей самым тесным образом сопряжено
решение таких проблем, как соответствие друг другу материальных и информационных
потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый
центр; определение технологии физического перемещения товаров; разработка
способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации
полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки
и складирования; установление расхождения между намеченными целями и возможностями
закупки и производства. Эффективная организация в регионе этих видов деятельности
позволит создать современную инфраструктуру для развития предпринимательства.
В числе конкретных задач РЦМУ можно рекомендовать следующие:
-проведение маркетинговых исследований товарных рынков и предоставление
их результатов предприятиям малого и среднего бизнеса и другим заинтересованным
организациям, как по индивидуальным запросам, так и через средства массовой
информации, в процессе консультирования предпринимателей;
-формирование баз данных по предприятиям, заинтересованным в сотрудничестве
и производственной кооперации, а также постоянная поддержка баз данных;
-консультирование в области планирования сбыта и продвижения товаров и услуг;
-помощь в создании совместных производств с использованием местных ресурсов;
-содействие в расширении товарооборота между средними и малыми предприятиями
данного региона и других регионов страны;
-привлечение предпринимателей, их союзов и объединений к развитию взаимовыгодных
региональных и межрегиональных связей.
РЦМУ должен оказывать помощь предприятиям в установлении между ними прямых
деловых контактов, выявлять наиболее насущные потребности регионов в товарах
и услугах, содействовать скорейшему товарному наполнению местных рынков,
вести территориально распределенные базы данных по субъектам экономической
деятельности. Среди основных направлений деятельности РЦМУ первоочередным
должна быть организация взаимодействия и тесного сотрудничества с региональными
отделениями союзов и ассоциаций предпринимателей. РЦМУ должен принимать
активное участие в обмене информацией со всеми участниками предпринимательской
деятельности, вести и поддерживать базы данных и другие информационные ресурсы.
Организация эффективной работы РЦМУ будет непростым делом. И не только
потому, что надо будет искать (готовить) квалифицированные кадры, завязывать
отношения с предпринимателями в регионе, учиться "продавать" свои
услуги. Дело будет осложнено тем, что в стране практически не существует
отраслевой информации, нет налаженного информационного обмена между регионами.
Поэтому рекомендуется в самом начале деятельности РЦМУ наладить его контакты
с созданной в Москве системой межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ),
а также с Российской ассоциацией маркетинга.
Межрегиональный маркетинговый центр "Москва", являясь координатором
системы ММЦ, разрабатывает концепции и стандарты информационных обменов
и представляет интересы региональных предпринимателей в Москве, а московских
- в регионах, оказывает консультационные услуги всем тем, кто изучает возможность
взаимного продвижения своей продукции на региональных рынках.
Посредством системы ММЦ совершенствуются торгово-финансовые связи между
предприятиями, резко расширяется география межрегиональных связей, активизируются
деловые взаимоотношения с администрациями регионов, оживляется работа с
предпринимателями. Предприниматель, обращающийся в ММЦ, наряду с информацией
"где и как купить необходимое оборудование", сегодня уже ожидает
ответов на вопросы: "А лучшее ли это оборудование?", "Что
повлечет за собой создание бизнеса в плане обеспечения сырьем и сбыта продукции?",
"Каковы возможные финансовые схемы приобретения оборудования?",
"Каковы показатели окупаемости?", "Как минимизировать возможные
риски?" и др. Чем может быть полезна система ММЦ?
Став ее партнером, РЦМУ получит возможность:
-пользоваться информацией о предприятиях, товарах, бизнес-проектах и иных
возможностях в других регионах;
-публиковать ту информацию о себе, которую сочтет нужной, в региональных
изданиях, а также в Интернете с использованием самых эффективных способов
ее доставки потенциальным потребителям;
-организовывать эффективные рекламные кампании для бизнеса региона на основе
изучения потенциальной аудитории в нужных регионах;
-получать или заказывать аналитические отчеты или маркетинговые исследования
по любой группе регионов и/или по любой товарной группе;
-заказывать проведение кампаний по активному и целенаправленному продвижению
продукции региона;
-устанавливать контакты с администрациями тех регионов, в которых планируется
развертывание бизнеса компаний.
Важно также стать абонентом информационных сетей ММЦ и Российской ассоциации
маркетинга. Это позволит арендовать "виртуальный офис" для компаний
региона, что избавит их от необходимости создания собственной дорогостоящей
системы.
Имеющийся в ММЦ портал даст возможность:
-заявить о себе миру, бесплатно опубликовав свою визитную карточку;
-создать веб-сайт конкретной компании, не имея специальных знаний и навыков;
-создать защищенную систему информирования и рассылки документов;
-определить реальную цену на продукцию с помощью электронного аукциона;
-удерживать и расширять аудиторию при помощи бесплатной электронной рассылки;
-получить доступ on-line к постоянно пополняемым базам данных о предприятиях,
предложениях товаров/услуг, мелкооптовых ценах, инвестиционных проектах
и др.
Указанные возможности сразу предоставят РЦМУ надежную информационную базу.
И не только: важнее окажется возможность устанавливать прямые контакты с
партнерами из других регионов. Но начинать нужно с конкретных организационных
действий. Таким образом, региональный центр маркетинговых услуг, организованный
с учетом предлагаемых технологий, не только будет реальной основой создания
в регионе современной логистической системы, имеющей налаженные внешние
выходы, но и позволит уверенно формировать инфраструктуру для развития предпринимательства.