Ювелирная отрасль
Ювелирная отрасль,
создающая и реализующая украшения с драгоценными камнями или без них
присутствует на территории практически всех стран мира и отражает национальные
традиции. Однако ювелирные изделия более высоких ценовых категорий,
изготовленных на основе драгоценных металлов производятся в небольшом
количестве государств. Лидерами среди них можно считать Индию (22% мирового
производства золотых ювелирных изделий), Италию (16%), в небольшой степени
Китай, США, Саудовская Аравия, Турция, на каждую из которых приходится по 5%.
Перечисленные государства выступают и основными потребителями данной категории
товара, хотя их доля в мировом производстве и мировом потреблении несколько
отличаются – Индия – 30%, США – 19%, Китай – 9%, Саудовская Аравия – 7%, Египет
– 6%, Италия – 5%, Турция – 4%.
Ювелирная отрасль,
работающая с изделиями с бриллиантами -
это то место, где образуется наибольшая добавленная стоимость в рамках АБК
мира. Формируя конечный спрос на продукцию, производимую во всем АБК, она во
многом определяет и конъюнктуру мирового алмазно-бриллиантового рынка.
Современное
развитие мирового ювелирного производства изделий с бриллиантами подвержено
действию ряда негативных факторов. В первую очередь, это
постоянный рост цен на драгоценные металлы. Если за точку отсчета взять
январь
2002 г
., то за последующий период цены на платину
(наиболее востребованную сегодня в производстве ювелирных изделий с
бриллиантами) выросли на 82% (достигнув своего max в начале
2004 г
.
– 95%); а на золото рост цен
составил 58% (достигнув max в декабре
2004
г
. – 61%). В то же время в рассматриваемом периоде цены
на бриллианты развивались неравномерно (снизились на 10% к концу
2003 г
. и начали рост с
января
2004 г
.,
достигнув 9%) [13]. Такое несогласованное развитие цен на ювелирное сырье
привело к негативным последствиям для гранильной отрасли: одновременный рост
цен на все его составляющие определил сокращение закупок бриллиантов ювелирами, создав тем
самым большие стоки (
2004 г
.
– 0,6 млрд. долл.) [14]. Этот аспект не мог не отразиться на объемах производства
ювелирных изделий с бриллиантами. Логично предположить, что они значительно уменьшились. Однако в силу
информационной закрытости АБК, найти соответствующие статистические данные
затруднительно. Хотя еще в
2003
г
. информация о стагнации производственной части
ювелирного рынка появлялась в зарубежной отраслевой печати. Так, по некоторым данным в
2003 г
. производство
снизилось на 7%. Но большинство аналитических отраслевых изданий предпочитает
или не показывать общемировую статистику по данному вопросу, акцентируя свое
внимание на отдельных успешно развивающихся региональных ювелирных рынках, или
показывает незначительную, но все же положительную динамику, как мы можем
видеть в предлагаемой таблице (табл.5).
Таблица 5.
Динамика изменения доли ювелирных
изделий с бриллиантами в мировом валовом продукте. Рассчитано
по [1, 16].
|
1998 г
. |
1999 г
. |
2000 г
. |
2001 г
. |
2002 г
. |
2003 г
. |
2004 г
. |
Объем производства ЮБИ (млрд. долл.) |
22,2 |
24,9 |
26,1 |
26,3 |
27,4 |
29,1 |
- |
Объем продаж ЮБИ (млрд. долл.) |
51,1 |
54,9 |
55,7 |
53,6 |
54,7 |
60,2 |
65,4 |
Объем мирового ВП (млрд. долл.) |
29528 |
30638 |
31455 |
31195 |
32410 |
36327 |
40671 |
Доля продаж ЮБИ в мировом ВП (%) |
0,173 |
0,179 |
0,177 |
0,172 |
0,169 |
0,166 |
0,161 |
Темпы изменения доли продаж ЮБИ в мировом ВП (% к
предыдущему году) |
-1,2 |
3,6 |
-1,2 |
-3 |
-1,8 |
-1,8 |
-3,2 |
Однако даже
постоянный рост продаж ювелирных изделий с бриллиантами не свидетельствует о
хорошем состоянии дел в этой отрасли, т.к. на мировом рынке велика конкуренция
со стороны, как других предметов роскоши, так и со стороны постоянно появляющихся
новых технологичных товаров и услуг. Данную позицию хорошо иллюстрирует
показатель доли продаж ювелирных изделий с бриллиантами в мировом валовом
продукте, который стабильно и неуклонно снижается (табл.5).
Исходя из показателя розничных продаж ювелирных изделий с бриллиантами (в
2004 г
. они составили 60,58
млрд. долл.), текущую емкость ювелирного рынка с бриллиантами можно оценить в
60 млрд. долл. (это 50% всего мирового
ювелирного рынка и 21% мирового рынка предметов роскоши).
Современный рынок
ювелирных украшений с бриллиантами характеризуется следующей региональной структурой продаж: Америка – 52% (увеличение
доли за последние пять лет на 6%), Япония - 15% (уменьшение доли за
рассматриваемый период на 3%), страны Европы - 13% (-1%), азиатские страны тихоокеанскою бассейна - 6% (доля региона
стабильна), арабские страны - 6% (доля региона стабильна). При этом рост объемов продаж происходил в
таких странах как США (6%), Великобритания (8%), Китай (11%), Индия (21%),
Канада (11%), Тайвань (6%), Испания (4%), Таиланд (8%), Япония (3%) (табл.6).
Таблица 6.
Динамика
продаж ювелирных изделий с бриллиантами (млн. долл.). Составлено по [2,3,4,5]
|
Америка |
Япония |
Европа |
АТР |
Ближний Восток |
Остальной мир |
Мир |
2000 |
25800 |
10600 |
8200 |
3000 |
|
9900 |
57600 |
2001 |
23900 |
9200 |
7700 |
8000 |
|
5300 |
54100 |
2002 |
28700 |
8500 |
7900 |
3600 |
3400 |
4800 |
56900 |
2003 |
28700 |
8500 |
7900 |
3400 |
3650 |
4800 |
56950 |
2004 |
31090 |
8750 |
8050 |
3860 |
3710 |
5120 |
60580 |
Тенденции
развития отрасли в
2004 г
.:
Увеличение объемов продаж ювелирных изделий с
бриллиантами на 6,4% (за счет рынков США, стран Персидского залива, Китая,
Индии, Гонконга, Великобритании), что полностью совпадает с динамикой продаж
бриллиантов (увеличение на 6,2%) и свидетельствует об отсутствии роста прибыли в рассматриваемом
секторе мирового АБК.
Рост конкуренции на мировом рынке роскоши, что
отражается в постоянном уменьшении доли мировых продаж ювелирных изделий с
бриллиантами в мировом валовом продукте –
2004 г
.: 0,16 % (-3,2% по
сравнению с
2003 г
.).
Резкий
рост объемов аукционной торговли бриллиантами и ювелирными изделиями с
бриллиантами (в 3 раза по сравнению с
2003 г
. – до 170 млн. долл.) за счет
активизации деятельности на рынке Гонконга.
Активизация
международной ювелирной выставочной деятельности в Азиатском регионе.
Рост продаж всех крупных ювелирных домов.
Увеличения расходов на маркетинг: если в
2001 г
. на эти цели было
израсходовано 230 млн. долл., в
2003
г
. – 270 млн. долл., то в
2004 г
. – 328 млн. долл.
Столь позитивная тенденция связана с усилиями De Beers через своих сайтхолдеров с помощью программы
“SoC” увеличить спрос на
ювелирные изделия, потянув за собой бриллианты (самое уязвимое звено в АБК), а
затем и алмазы. Стратегическая цель De
Beers – увеличение спроса на
ювелирные украшения с бриллиантами на 50% за 10 лет.
Стремление алмазодобывающих и гранильных ТНК к
вертикальной интеграции с выходом на ювелирное производство и торговлю ювелирными
изделиями (De Beers , BHP, Rio-Tinto, АЛРОСА, Lazare
Kaplan, LLD ит.д.) для стимуляции роста спроса на алмазы и бриллианты, а
также сбора маркетинговой информации о состоянии спроса.
Активная маркетинговая стратегия DTC по продвижению ювелирных изделий с бриллиантами на
развивающихся и восстанавливающихся рынках (Японии, Китае, Индии, ФРГ) –
Трилогия, Солитер, Кольца для правой руки и т.д.
Активизация крупных ювелирных домов на развивающихся
рынках, особенно в Китае и Гонконге.
Борьба с
конфликтными, синтетическим и облагороженными алмазами через стандарты
корпоративной ответственности, разработанные Всемирной ювелирной конфедерацией (CIBJO).
Рост спроса на ювелирные изделия с цветными
синтетическими бриллиантами.
Стагнация региональных рынков стран, входящих в зону
«евро» (за исключением Испании). Динамика продаж бриллиантовых
украшений на данном рынке
характеризуется вялостью: рост продаж происходил в тех же странах, что и в
2002 г
. - Великобритании (7%), Испании (5%), к этому перечню добавилась еще Франция
(1%). Все остальные страны по-прежнему
продолжали уменьшать объемы продаж: ФРГ (-3%). Поэтому несколько проблематичным
выглядит стремление Бельгии превратиться в один из ведущих ювелирных
центров мира, став провайдером ювелирных украшений с бриллиантами (из-за миграции
гранильного производства в страны низкой себестоимости продукции).
Слабое оживление рынка Японии.
Активное восстановление рынка Гонконга.
В качестве заключения стоит отметить, что, во-первых,
«алмазный трубопровод» это не только источник систематизированной
статистической информации о состоянии мирового и региональных алмазно –
бриллиантовых рынков (хотя и экспертного характера), но и методика их анализа,
т.к. позволяет давать количественную оценку уровня эффективности каждого
товарного сегмента в любом временном интервале (коэффициент увеличения
стоимости). Во-вторых, при определенном информационном дополнении, на основе
«алмазного трубопровода» можно давать качественную оценку исследуемых рынков и
в конечном итоге делать краткосрочный прогноз, выделяя наиболее проблемные
части АБК.
Литература:
1. Amber Michelle. Anniversary
Opportunities// Rapaport Diamond Report 2005, №2
2. Chaim Even-Zohar. The 2002 Diamond
Pipeline // Diamond Intelligence Briefs – 2003, №381
3. Chaim Even-Zohar. Tacys 2003 Diamond
Pipeline// Diamond Intelligence Briefs – 2004, №409
4. Chaim Even-Zohar. The 2004 Diamond
Pipeline //Diamond Intelligence Briefs 2005, №435
5. Diamond Pipeline 2001 // MAZAL
UBRACHA – 2002, № 146
6. Des Kilaea. De Beers challenges in
South Africa
//
Rapaport Diamond Report 2005, №4
7. Diamond Price Statistics// Rapaport
Diamond Report 2003, №1
8. Diamond Price Statistics// Rapaport
Diamond Report 2004, №1
9. Diamond Price Statistics// Rapaport
Diamond Report 2005, №1
10. Rough imports/Polished imports/
Polished exports // Rapaport Diamond Report – 2004, № 1-12
11. Sheril Katz. DTC Price Hike: Market
Reaction// Rapaport Diamond Report 2004, №9
12. World Diamond & Jewelry Market//
Rapaport Research, 2004 June
13. Bling bling index shows
disappointing growth for diamonds// PolishedPrices.com (http://www.polishedprices.com ) (24.05.2005)
14. Neil Buxton. WWW pipeline – rough
production surges through $ 11 bn mark// PolishedPrices.com (http://www.polishedprices.com ) (15.05.2005)
15. PolishedPrices.com (http://www.polishedprices.com)
16. Richard Platt. Retail sales
outlook// PolishedPrices.com (http://www.polishedprices.com)(18.04.2005)
[1] Сайтхолдер
(от англ. sight holder - приглашенный на просмотр алмазов) -компания,
являющаяся постоянным клиентом De Beers и имеющая право гарантированного
обеспечения алмазным сырьем от нее в течение 2 лет (с
2005 г
. - 2,5 лет).