Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2005 год | Статьи из номера N6 / 2005

Исследование отношений в системе «семья — школа — дети»

Лернер М.Ю., Гирихиди В.П.,

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в нашей стране насчитывается свыше 65 тысяч общеобразовательных учреждений, в которых работают более 1,5 миллиона педагогов и обучаются почти 20 миллионов учащихся. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция: растет число изучаемых школьниками предметов, нарастают тиражи и количество наименований школьных учебников. Однако, как показывают результаты российских и международных исследований, новые предметы вводятся, как правило, в дополнение к уже существующим. И как следствие — увеличение объема образовательных дисциплин, превышение норм недельной учебной нагрузки обучающихся, перегруженность учебных планов. Результат? Достаточно большое число учащихся не осваивают школьную программу по отдельным предметам до 50%. Система общего образования проявляет зоны неудовлетворенности, и говорить о том, что она уже сложилась, — преждевременно. Проблемы общего образования затрагивают не только педагогический состав школ, не только учащихся, сколько главную составляющую всего общества — семьи российских граждан.

Эти обстоятельства и стали причиной того, что в мае-июне текущего года по заказу Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) компания «Маркетинг, Аналитика, Социальные Технологии» провела маркетинговое исследование по выявлению зон неудовлетворенности в системе отношений «семья — школа — дети».

Исследование ставило целью выявление факторов, влияющих на современные формы взаимодействия родителей, детей и школы.

Методом личных интервью был проведен опрос 1 121 респондента. Участники опроса были разбиты на две группы.

Первая группа. В ее состав вошли 917 родителей, имеющих детей в возрасте от 6 до 16 лет. Социально-демографические характеристики группы таковы: мужчины — 41 участник; женщины — 876; возраст — от 22 до 54 лет. Количество детей в семьях варьируется от 1 до 5; три четверти исследуемых имеют одного ребенка. 74, 2 % группы — полные семьи, 7, 2 % живут в гражданском браке, 12 % — разведенные супруги. 55,5 % участников — люди с высшим или незаконченным высшим, 43,7% — средним и средне-специальным образованием. Все работают в различных отраслях общественного производства. Материальное положение большинства характеризуется как среднее или выше среднего.

Вторая группа. В нее вошли 204 представителя системы общего образования — директора школ, заведующие по учебной и учебно-воспитательной работе, главные и ведущие специалисты районных и окружных управлений, городских департаментов и федерального Министерства образования. Все работают в государственных и частных образовательных учреждениях от 1 до 30 лет и более.

Представители обеих групп опроса живут и трудятся в городах-миллионерах: Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону.

Актуальность исследования обусловлена прежде всего значительными изменениями в системе общего образования, которые произошли в 90-е годы ХХ века. Модернизация характера управления учебным процессом, предоставление академической автономии образовательным учреждениям, создание условий для развития многообразия типов и видов образовательных организаций, вариативность учебных программ, учебников, методик и технологий обучения вызвали и ряд проблем.

Так, в последнее время в печати, на радио и телевидении представители вузов почти в один голос утверждают: однозначно говорить, что выпускники разных школ получают гарантированные государством качество и уровень образования не приходится. Одни и те же оценки в аттестатах, выданных в разных школах, соответствуют совершенно разному уровню знаний. Это обстоятельство обостряет проблему преемственности среднего (полного) общего и высшего профессионального образований. К тому же на протяжении ряда лет идет сокращение числа выпускников средних школ, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки. Причина в том, что почти каждый вуз разрабатывает собственное содержание экзаменов и практикует платную довузовскую подготовку потенциальных абитуриентов. Объясняется это хроническим недофинансированием высшей школы, когда такой способ подготовки молодых людей становится ощутимым источником доходов вуза. В результате чего высшее образование становится доступным детям из семей, в которых возможность оплаты услуг репетиторов выше. Наряду с этим значительное число высших учебных заведений заключают договора с отдельными школами о совместном проведении экзаменов и ведут прием завтрашних студентов на их основе. Указанные факторы усугубляются и повсеместным удорожанием стоимости транспортных услуг, что приводит к сокращению в высших учебных заведениях доли студентов из отдаленных от вузовских центров небольших городов и сельской местности.

Такова верхушка айсберга зон неудовлетворенности в системе отношений «семья — школа — дети». Но в этих отношениях немало и других, не менее значимых причин.

Как показали результаты исследования, существуют и иные зоны неудовлетворенности.

Констатировав в ответах обеих групп опроса наиболее частые поводы обращений в школу и к педагогу по вопросам учебы ребенка, взаимоотношений внутри детского коллектива, отношений ребенок-учитель и ребенок-родитель, исследование выявило ряд вопросов, для решения которых современной общеобразовательной школе требуется привлекать знания и опыт специалистов других сфер интеллектуальной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Перечень вопросов, требующих привлечения специальных знаний

Вопросы, требующие привлечения специальных знаний

В целом

Москва

Регионы

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Психологические

90

54,2

42

52,5

48

55,8

Медицинские

53

31,9

28

35,0

25

29,1

Юридические

47

28,3

24

30,0

23

26,7

Девиации

16

9,6

7

8,8

9

10,5

Профориентации

10

6,0

6

7,5

4

4,7

Социальные

10

6,0

1

1,3

9

10,5

Финансовые

7

4,2

4

5,0

3

3,5

Безопасности

7

4,2

3

3,8

4

4,7

Конфликты

7

4,2

1

1,3

6

7,0

Взаимоотношения в классе

6

3,6

2

2,5

4

4,7

Учеба

6

3,6

2

2,5

4

4,7

Отношения в семье

6

3,6

6

7,5

 

 

Учебные заведения

5

3,0

1

1,3

4

4,7

Питание

5

3,0

1

1,3

4

4,7

Поведение

5

3,0

 

 

5

5,8

Воспитание

5

3,0

2

2,5

3

3,5

Педагогические вопросы

3

1,8

 

 

3

3,5

Взаимоотношения между учителями-предметниками и учащимися

3

1,8

3

3,8

 

 

Летний отдых

2

1,2

1

1,3

1

1,2

Зачисление, перевод в школу

2

1,2

2

2,5

 

 

Просвещение родителей

1

0,6

 

 

1

1,2

Профильные классы

1

0,6

 

 

1

1,2

Отношения родителей и учителей

1

0,6

1

1,3

 

 

Иммиграции

1

0,6

1

1,3

 

 

Затрудняюсь ответить

1

0,6

 

 

1

1,2

 

Среди вопросов, волнующих родителей, 54% педагогов на первое место вывели вопросы психологического характера. Это мнение высказано главным образом директорами и завучами школ. Следом идут медицинские (53%) и юридические вопросы (47%).

Так считают большинство преподавателей-москвичей и представителей управления образованием всех уровней.

И все же динамика общения родителей и вопросы, с которыми они обращаются к педагогам и школе в целом, говорит о некоем стереотипе массового сознания.

Чаще всего поводом для встреч с преподавательским составом школ для пап и мам являются родительские собрания (так считают 82% родителей), в несколько меньшей степени — вопросы учебы (55,9%), еще меньше — вопросы поведения ребенка в школе и дома. Эта последовательность характерна для аудитории всех объектов исследования, за исключением Нижнего Новгорода, где родители обращаются в школу по вопросам поведения ребенка чаще, чем в Москве, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.

В ходе исследования выявлены и «наболевшие» темы, ответы на которые ищут и не находят родители (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования «наболевших» тем

Наболевшие темы

В целом

Москва

Регионы

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Психофизическое развитие

38

18,6

15

13,8

23

24,2

Взаимоотношения в семье

27

13,2

11

10,1

16

16,8

Права и обязанности

25

12,3

9

8,3

16

16,8

Пропал интерес к учебе, мало читают

24

11,8

17

15,6

7

7,4

Образовательные учреждения

16

7,8

8

7,3

8

8,4

Девиантное поведение

16

7,8

10

9,2

6

6,3

Социальная адаптация подростка

15

7,4

7

6,4

8

8,4

Воспитание

13

6,4

6

5,5

7

7,4

Учебные планы, стандарты, ЕГЭ

11

5,4

2

1,8

9

9,5

Психологические проблемы ребенка, психологическое здоровье

10

4,9

10

9,2

 

 

Финансирование школ

7

3,4

5

4,6

2

2,1

Взаимоотношения детей и учителей

6

2,9

4

3,7

2

2,1

Профориентация

5

2,5

3

2,8

2

2,1

Права и ответственность образовательного учреждения

5

2,5

 

 

5

5,3

 

По мнению педагогов, перечень «наболевших» тем обширен. Проблемы возникают постоянно, а эффективных способов взаимодействия с взрослыми членами семей, кроме родительских собраний и приглашений в школу для индивидуальной беседы, по сути, нет.

К наиболее волнующим родителей проблемам, как показывают результаты исследования, относятся психофизическое развитие детей, взаимоотношения в семье, права и обязанности, и только после них — снижение интереса к учебе.

По мнению абсолютного большинства педагогов, давно назревшей проблемой становится необходимость просвещения родителей (табл. 3).

Таблица 3

Исследование необходимости в просвещении родителей

Есть ли необходимость в просвещении родителей?

В целом

Москва

Регионы

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Да

202

99,0

107

98,2

95

100,0

Затрудняюсь ответить

2

1,0

2

1,8

 

 

 

Приводим наиболее характерные ответы педагогов, подтверждающие тезис о необходимости просвещения родителей:


-

углубление знаний родителей по педагогике, психологии, правовым вопросам может способствовать большему взаимопониманию между родителями, детьми и педагогами;

-

психолого-педагогическая безграмотность зачастую мешает родителям объективно взглянуть на своего ребенка и провоцирует ошибки в его воспитании;

-

родители живут в сложном ритме и не всегда имеют под рукой необходимую литературу;

-

большинство родителей руководствуется стереотипами массового сознания, а они далеки от проблем современной педагогики;

-

просвещенные родители могут обеспечить своим детям качественное образование и успешность ребенка в дальнейшей жизни.

 

Все категории представителей школы и управления образованием среди аргументов в пользу просвещения родителей назвали:

-

необходимость улучшения взаимодействия учителей и родителей;

-

неразрывность процессов воспитания и обучения детей — это совместное дело педагогов и родителей;

-

необходимость предоставления родителям достаточного массива качественной и специально отобранной информации о психолого-педагогических особенностях воспитания детей;

-

потребность родителей в знаниях не только об изменениях, происходящих в системе образования, но и об изменениях, касающихся прав и обязанностей граждан.

 

Таким образом, абсолютное большинство педагогов считают необходимым повышать осведомленность родителей в вопросах психологии, здоровья (29,4% и 21,6% соответственно), правовой грамотности (16,2%).

В осведомленности родителей по вопросам психологии заинтересованы регионы.

В осведомленности по вопросам здоровья — г. Москва.

Отклоняющееся (девиантное) поведение детей, своеобразие их возрастного развития, особенности воспитательного процесса, содержание образования, проблематика овладения знаниями и навыками общей культуры, а также полового воспитания уступают по значимости назревшим проблемам и более актуальны для представителей регионов и специалистов в области управления образованием.

А каковы требования родителей к современной общеобразовательной школе и ее педагогам?

Приводим наиболее характерные ответы родителей:


-

учителя — тоже люди, и не у каждого есть призвание быть педагогом;

-

некоторые регулярные финансовые поборы школы создают дыры в семейном бюджете;

-

школа становится способом зарабатывания денег на детях и родителях;

-

педагоги далеки от того, каким должен быть преподаватель — они раздражительны, не инициативны, не заинтересованы материально;

-

хороший предметник — не всегда хороший психолог.

Несмотря на далеко не лестные отзывы, авторитет школы и педагогов у родителей находится на высоком уровне (табл. 4).

Исследование авторитета школы и педагогов

«Является ли школа и педагоги авторитетом для Вас?

В целом

Москва

Екатеринбург

Нижний Новгород

Ростов-на-Дону

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Определенно да

241

26,3

108

34,1

52

26,0

47

23,5

34

17,0

Скорее да

328

35,8

102

32,2

51

25,5

82

41,0

93

46,5

Скорее нет

115

12,5

40

12,6

37

18,5

22

11,0

16

8,0

Определенно нет

35

3,8

17

5,4

10

5,0

6

3,0

2

1,0

Ребенок еще не учится в школе

35

3,8

4

1,3

12

6,0

10

5,0

9

4,5

Не все педагоги школы

9

1,0

3

0,9

4

2,0

2

1,0

 

 

Затрудняюсь ответить

154

16,8

43

13,6

34

17,0

31

15,5

46

23,0

Всего

917

100

300

100

200

100

200

100

200

100

 

Более половины родителей считают школу и педагогов авторитетами для себя. В Екатеринбурге доля таких родителей меньше, чем в других регионах, но позитивный ответ все равно превышает половину выборки.

В качестве аргументов родители приводят следующие мнения:

-

педагог — человек, имеющий специальное образование и опыт работы, которого нет у меня;

-

уважаю учителя как авторитетную личность;

-

педагог участвует в процессе воспитания больше и дольше, чем родители;

-

школа и учитель реально помогают ребенку и положительно влияют на него;

-

преподаватели стараются и уже этим заслуживают уважения за то, что работают с детьми.

 

Отношение к школе и педагогам базируется на традиционном уважительном отношении к институту школы и специальности преподавателя. Школа — место, где получают знания, а учитель — человек, обладающий специальными знаниями, которых нет у родителей. Однако значительная доля мнений родителей основывается только на личном опыте взаимодействия с конкретным «хорошим» или «плохим» педагогом. Наблюдается и негативное отношение к преподавателю и школе, когда традиционно устоявшееся мнение отвергается из-за реальных проблем в отношениях: материальные поборы, профессиональная некомпетентность или безразличное отношение к детям.

Результаты исследования приводят к следующим выводам:

-

взаимоотношения между семьей, школой и детьми базируются на традиционном уважительном отношении;

-

в современной общеобразовательной школе существуют проблемы, решение которых требует привлечения знаний и опыта специалистов различных сфер интеллектуальной деятельности;

-

родители ищут и не находят ответы на «наболевшие» вопросы;

-

просвещение родителей — работа, рассчитанная на долгосрочную перспективу.

 

В чем видят участники обоих групп опроса возможности просвещения родителей?

Основными средствами просвещения (информирования) взрослых членов семьи выступают публикации в журналах (67,2%) и передачи по ТВ (64,7%). Дополнительными источниками информации, как считают работники школы, выступают книги, методическая литература (49%), Интернет (30,9%) и передачи на радио (29,4%).

Так, московские представители системы образования несколько чаще в качестве информационных источников указывают книги, методическую литературу; регионы больше ориентированы на передачи ТВ.

В этой связи представляет интерес перечень периодических изданий, посвященных воспитанию и здоровью школьника, которые выписывают образовательные учреждения (табл. 5).

Таблица 5

Исследование периодических изданий, посвященных воспитанию и здоровью школьника

Наименование изданий, другое

В целом

Москва

Регионы

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

«Вестник образования»

43

31,2

27

32,9

16

28,6

«Классный руководитель»

33

23,9

13

15,9

20

35,7

«Завуч»

32

23,2

16

19,5

16

28,6

«Директор школы»

29

21,0

11

13,4

18

32,1

«Воспитание школьников»

24

17,4

11

13,4

13

23,2

«Учительская газета»

22

15,9

17

20,7

5

8,9

«Первое сентября» (газета)

19

13,8

14

17,1

5

8,9

Приложение к газете «Первое сентября»

14

10,1

9

11,0

5

8,9

Методическая литература

10

7,2

6

7,3

4

7,1

Нет средств на подписку

10

7,2

4

4,9

6

10,7

«Вокруг света» (журнал)

6

4,3

5

6,1

1

1,8

«Семья и школа»

6

4,3

3

3,7

3

5,4

Предметные журналы

5

3,6

5

6,1

 

 

«Народное образование»

4

2,9

1

1,2

3

5,4

«Педагогика»

4

2,9

 

 

4

7,1

«Академия»

3

2,2

 

 

3

5,4

«Здоровье»

3

2,2

3

3,7

 

 

«Последний звонок»

3

2,2

1

1,2

2

3,6

Нормативные документы

3

2,2

2

2,4

1

1,8

Не подписываемся

3

2,2

3

3,7

 

 

Затрудняюсь ответить

11

8,0

9

11,0

2

3,6

Всего

138

100

82

100

56

100

 

Перечень изданий о воспитании и здоровье школьника, на которые подписываются образовательные учреждения, специалисты которых приняли участие в опросе, насчитывает более 80 наименований. В таблице 5 представлены те из них, на которые подписывается не менее 2% школ — объектов исследования.

К наиболее популярным изданиям относятся «Вестник образования», «Классный руководитель», «Завуч», «Директор школы», «Воспитание школьников». Следует отметить: региональные школы подписываются на периодику чаще московских (табл. 6).

Таблица 6

Исследование принятия решения о подписке

Лицо, принимающее решение о подписке

В целом

Москва

Регионы

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Директор школы

89

64,5

49

59,8

40

71,4

Педсовет

26

18,8

16

19,5

10

17,9

Библиотекарь

15

10,9

14

17,1

1

1,8

Завуч

8

5,8

7

8,5

1

1,8

Учителя

5

3,6

5

6,1

 

 

Попечительский совет

1

0,7

1

1,2

 

 

Бухгалтер

1

0,7

1

1,2

 

 

Администрация

1

0,7

 

 

1

1,8

Учредитель

1

0,7

 

 

1

1,8

Зависит от финансов

1

0,7

 

 

1

1,8

Вышестоящие инстанции

1

0,7

1

1,2

 

 

Управление образования

1

0,7

1

1,2

 

 

Сам выписываю из своего кармана

1

0,7

1

1,2

 

 

Руководитель методического объединения

1

0,7

 

 

1

1,8

Затрудняюсь ответить

1

0,7

1

1,2

 

 

Всего

138

100

82

100

56

100

 

Итак, в большинстве образовательных учреждений решение о подписке на издания, посвященные воспитанию и здоровью школьника, принимает директор. Почти 20% школ решают этот вопрос на педагогическом совете.

Как показало исследование, по мнению 30% работников школ Интернет способен стать источником просвещения родителей. А как относятся к возможностям глобальной коммуникационной сети сами родители, см. табл. 7.

Большинство родителей (66,1%), принявших участие в опросе, не пользуется Интернетом. В Москве этот показатель несколько ниже (55,5%).

Таблица 7

Исследование использования Интернета

Пользуетесь ли Вы Интернетом?

В целом

Москва

Екатеринбург

Нижний Новгород

Ростов-на-Дону

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Да

311

33,9

141

44,5

57

28,5

51

25,5

62

31,0

Нет

606

66,1

176

55,5

143

71,5

149

74,5

138

69,0

Всего

917

100

300

100

200

100

200

100

200

100

 

Обращение к Интернету не связано с традициями чтения разных категорий журналов. Результаты его использования в целях поиска информации о здоровье школьника аналогичны данным о пользовании Интернетом в целом, а поиск информации о здоровье детей в глобальной коммуникационной сети еще ниже: менее 10% родителей используют эту возможность в поисках нужных им сведений.

Результаты исследования приводят к следующим выводам:

-

основной и непротиворечивой формой взаимодействия школы с родителями является приглашение их в школу для индивидуальной беседы;

-

поводами для обращения родителей в школу являются учеба ребенка, взаимоотношения внутри детского коллектива или отношения ребенка и учителя, а также проблемы взаимодействия ребенка с родителями, проблемы воспитания и здоровья школьников. Редки обращения по вопросам профориентации детей;

-

директора и завучи школ называют волнующими проблемами воспитание детей, их здоровье, профориентацию, поведение, организацию совместных с родителями школьных мероприятий, психологическую помощь родителям и детям, взаимоотношения родителей и учителей;

-

родители обозначили ряд ситуаций, для решения которых педагогам, администрации школ, представителям системы образования приходится привлекать специалистов других сфер деятельности;

-

к «наболевшим» темам, возникающим постоянно, относятся психофизическое развитие детей, взаимоотношения в семье, права и обязанности, снижение у детей интереса к учебе;

-

выявлена необходимость просвещения родителей — углубление их знаний в педагогике, психологии, законодательстве, что может способствовать большему взаимопониманию между родителями, детьми и педагогами;

-

все категории респондентов считают: нужен специализированный журнал о детях школьного возраста.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».