Меню
English version
Книга: "Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений"
|
Статьи
Версия для печати
Все статьи |
Статьи за 2005 год
|
Статьи из номера N6 / 2005
Исследование отношений в системе «семья — школа — дети»
|
Лернер М.Ю., Гирихиди В.П.,
|
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в нашей стране насчитывается свыше 65 тысяч общеобразовательных учреждений, в которых работают более 1,5 миллиона педагогов и обучаются почти 20 миллионов учащихся. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция: растет число изучаемых школьниками предметов, нарастают тиражи и количество наименований школьных учебников. Однако, как показывают результаты российских и международных исследований, новые предметы вводятся, как правило, в дополнение к уже существующим. И как следствие — увеличение объема образовательных дисциплин, превышение норм недельной учебной нагрузки обучающихся, перегруженность учебных планов. Результат? Достаточно большое число учащихся не осваивают школьную программу по отдельным предметам до 50%. Система общего образования проявляет зоны неудовлетворенности, и говорить о том, что она уже сложилась, — преждевременно. Проблемы общего образования затрагивают не только педагогический состав школ, не только учащихся, сколько главную составляющую всего общества — семьи российских граждан.
Эти обстоятельства и стали причиной того, что в мае-июне текущего года по заказу Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР) компания «Маркетинг, Аналитика, Социальные Технологии» провела маркетинговое исследование по выявлению зон неудовлетворенности в системе отношений «семья — школа — дети».
Исследование ставило целью выявление факторов, влияющих на современные формы взаимодействия родителей, детей и школы.
Методом личных интервью был проведен опрос 1 121 респондента. Участники опроса были разбиты на две группы.
Первая группа. В ее состав вошли 917 родителей, имеющих детей в возрасте от 6 до 16 лет. Социально-демографические характеристики группы таковы: мужчины — 41 участник; женщины — 876; возраст — от 22 до 54 лет. Количество детей в семьях варьируется от 1 до 5; три четверти исследуемых имеют одного ребенка. 74, 2 % группы — полные семьи, 7, 2 % живут в гражданском браке, 12 % — разведенные супруги. 55,5 % участников — люди с высшим или незаконченным высшим, 43,7% — средним и средне-специальным образованием. Все работают в различных отраслях общественного производства. Материальное положение большинства характеризуется как среднее или выше среднего.
Вторая группа. В нее вошли 204 представителя системы общего образования — директора школ, заведующие по учебной и учебно-воспитательной работе, главные и ведущие специалисты районных и окружных управлений, городских департаментов и федерального Министерства образования. Все работают в государственных и частных образовательных учреждениях от 1 до 30 лет и более.
Представители обеих групп опроса живут и трудятся в городах-миллионерах: Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону.
Актуальность исследования обусловлена прежде всего значительными изменениями в системе общего образования, которые произошли в 90-е годы ХХ века. Модернизация характера управления учебным процессом, предоставление академической автономии образовательным учреждениям, создание условий для развития многообразия типов и видов образовательных организаций, вариативность учебных программ, учебников, методик и технологий обучения вызвали и ряд проблем.
Так, в последнее время в печати, на радио и телевидении представители вузов почти в один голос утверждают: однозначно говорить, что выпускники разных школ получают гарантированные государством качество и уровень образования не приходится. Одни и те же оценки в аттестатах, выданных в разных школах, соответствуют совершенно разному уровню знаний. Это обстоятельство обостряет проблему преемственности среднего (полного) общего и высшего профессионального образований. К тому же на протяжении ряда лет идет сокращение числа выпускников средних школ, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки. Причина в том, что почти каждый вуз разрабатывает собственное содержание экзаменов и практикует платную довузовскую подготовку потенциальных абитуриентов. Объясняется это хроническим недофинансированием высшей школы, когда такой способ подготовки молодых людей становится ощутимым источником доходов вуза. В результате чего высшее образование становится доступным детям из семей, в которых возможность оплаты услуг репетиторов выше. Наряду с этим значительное число высших учебных заведений заключают договора с отдельными школами о совместном проведении экзаменов и ведут прием завтрашних студентов на их основе. Указанные факторы усугубляются и повсеместным удорожанием стоимости транспортных услуг, что приводит к сокращению в высших учебных заведениях доли студентов из отдаленных от вузовских центров небольших городов и сельской местности.
Такова верхушка айсберга зон неудовлетворенности в системе отношений «семья — школа — дети». Но в этих отношениях немало и других, не менее значимых причин.
Как показали результаты исследования, существуют и иные зоны неудовлетворенности.
Констатировав в ответах обеих групп опроса наиболее частые поводы обращений в школу и к педагогу по вопросам учебы ребенка, взаимоотношений внутри детского коллектива, отношений ребенок-учитель и ребенок-родитель, исследование выявило ряд вопросов, для решения которых современной общеобразовательной школе требуется привлекать знания и опыт специалистов других сфер интеллектуальной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Перечень вопросов, требующих привлечения специальных знаний
Вопросы, требующие привлечения специальных знаний |
В целом |
Москва |
Регионы |
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Психологические |
90 |
54,2 |
42 |
52,5 |
48 |
55,8 |
Медицинские |
53 |
31,9 |
28 |
35,0 |
25 |
29,1 |
Юридические |
47 |
28,3 |
24 |
30,0 |
23 |
26,7 |
Девиации |
16 |
9,6 |
7 |
8,8 |
9 |
10,5 |
Профориентации |
10 |
6,0 |
6 |
7,5 |
4 |
4,7 |
Социальные |
10 |
6,0 |
1 |
1,3 |
9 |
10,5 |
Финансовые |
7 |
4,2 |
4 |
5,0 |
3 |
3,5 |
Безопасности |
7 |
4,2 |
3 |
3,8 |
4 |
4,7 |
Конфликты |
7 |
4,2 |
1 |
1,3 |
6 |
7,0 |
Взаимоотношения в классе |
6 |
3,6 |
2 |
2,5 |
4 |
4,7 |
Учеба |
6 |
3,6 |
2 |
2,5 |
4 |
4,7 |
Отношения в семье |
6 |
3,6 |
6 |
7,5 |
|
|
Учебные заведения |
5 |
3,0 |
1 |
1,3 |
4 |
4,7 |
Питание |
5 |
3,0 |
1 |
1,3 |
4 |
4,7 |
Поведение |
5 |
3,0 |
|
|
5 |
5,8 |
Воспитание |
5 |
3,0 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
Педагогические вопросы |
3 |
1,8 |
|
|
3 |
3,5 |
Взаимоотношения между учителями-предметниками и учащимися |
3 |
1,8 |
3 |
3,8 |
|
|
Летний отдых |
2 |
1,2 |
1 |
1,3 |
1 |
1,2 |
Зачисление, перевод в школу |
2 |
1,2 |
2 |
2,5 |
|
|
Просвещение родителей |
1 |
0,6 |
|
|
1 |
1,2 |
Профильные классы |
1 |
0,6 |
|
|
1 |
1,2 |
Отношения родителей и учителей |
1 |
0,6 |
1 |
1,3 |
|
|
Иммиграции |
1 |
0,6 |
1 |
1,3 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
1 |
0,6 |
|
|
1 |
1,2 |
Среди вопросов, волнующих родителей, 54% педагогов на первое место вывели вопросы психологического характера. Это мнение высказано главным образом директорами и завучами школ. Следом идут медицинские (53%) и юридические вопросы (47%).
Так считают большинство преподавателей-москвичей и представителей управления образованием всех уровней.
И все же динамика общения родителей и вопросы, с которыми они обращаются к педагогам и школе в целом, говорит о некоем стереотипе массового сознания.
Чаще всего поводом для встреч с преподавательским составом школ для пап и мам являются родительские собрания (так считают 82% родителей), в несколько меньшей степени — вопросы учебы (55,9%), еще меньше — вопросы поведения ребенка в школе и дома. Эта последовательность характерна для аудитории всех объектов исследования, за исключением Нижнего Новгорода, где родители обращаются в школу по вопросам поведения ребенка чаще, чем в Москве, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.
В ходе исследования выявлены и «наболевшие» темы, ответы на которые ищут и не находят родители (табл. 2).
Таблица 2
Результаты исследования «наболевших» тем
Наболевшие темы |
В целом |
Москва |
Регионы |
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Психофизическое развитие |
38 |
18,6 |
15 |
13,8 |
23 |
24,2 |
Взаимоотношения в семье |
27 |
13,2 |
11 |
10,1 |
16 |
16,8 |
Права и обязанности |
25 |
12,3 |
9 |
8,3 |
16 |
16,8 |
Пропал интерес к учебе, мало читают |
24 |
11,8 |
17 |
15,6 |
7 |
7,4 |
Образовательные учреждения |
16 |
7,8 |
8 |
7,3 |
8 |
8,4 |
Девиантное поведение |
16 |
7,8 |
10 |
9,2 |
6 |
6,3 |
Социальная адаптация подростка |
15 |
7,4 |
7 |
6,4 |
8 |
8,4 |
Воспитание |
13 |
6,4 |
6 |
5,5 |
7 |
7,4 |
Учебные планы, стандарты, ЕГЭ |
11 |
5,4 |
2 |
1,8 |
9 |
9,5 |
Психологические проблемы ребенка, психологическое здоровье |
10 |
4,9 |
10 |
9,2 |
|
|
Финансирование школ |
7 |
3,4 |
5 |
4,6 |
2 |
2,1 |
Взаимоотношения детей и учителей |
6 |
2,9 |
4 |
3,7 |
2 |
2,1 |
Профориентация |
5 |
2,5 |
3 |
2,8 |
2 |
2,1 |
Права и ответственность образовательного учреждения |
5 |
2,5 |
|
|
5 |
5,3 |
По мнению педагогов, перечень «наболевших» тем обширен. Проблемы возникают постоянно, а эффективных способов взаимодействия с взрослыми членами семей, кроме родительских собраний и приглашений в школу для индивидуальной беседы, по сути, нет.
К наиболее волнующим родителей проблемам, как показывают результаты исследования, относятся психофизическое развитие детей, взаимоотношения в семье, права и обязанности, и только после них — снижение интереса к учебе.
По мнению абсолютного большинства педагогов, давно назревшей проблемой становится необходимость просвещения родителей (табл. 3).
Таблица 3
Исследование необходимости в просвещении родителей
Есть ли необходимость в просвещении родителей? |
В целом |
Москва |
Регионы |
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Да |
202 |
99,0 |
107 |
98,2 |
95 |
100,0 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
1,0 |
2 |
1,8 |
|
|
Приводим наиболее характерные ответы педагогов, подтверждающие тезис о необходимости просвещения родителей:
- |
углубление знаний родителей по педагогике, психологии, правовым вопросам может способствовать большему взаимопониманию между родителями, детьми и педагогами; |
- |
психолого-педагогическая безграмотность зачастую мешает родителям объективно взглянуть на своего ребенка и провоцирует ошибки в его воспитании; |
- |
родители живут в сложном ритме и не всегда имеют под рукой необходимую литературу; |
- |
большинство родителей руководствуется стереотипами массового сознания, а они далеки от проблем современной педагогики; |
- |
просвещенные родители могут обеспечить своим детям качественное образование и успешность ребенка в дальнейшей жизни. |
Все категории представителей школы и управления образованием среди аргументов в пользу просвещения родителей назвали:
- |
необходимость улучшения взаимодействия учителей и родителей; |
- |
неразрывность процессов воспитания и обучения детей — это совместное дело педагогов и родителей; |
- |
необходимость предоставления родителям достаточного массива качественной и специально отобранной информации о психолого-педагогических особенностях воспитания детей; |
- |
потребность родителей в знаниях не только об изменениях, происходящих в системе образования, но и об изменениях, касающихся прав и обязанностей граждан. |
Таким образом, абсолютное большинство педагогов считают необходимым повышать осведомленность родителей в вопросах психологии, здоровья (29,4% и 21,6% соответственно), правовой грамотности (16,2%).
В осведомленности родителей по вопросам психологии заинтересованы регионы.
В осведомленности по вопросам здоровья — г. Москва.
Отклоняющееся (девиантное) поведение детей, своеобразие их возрастного развития, особенности воспитательного процесса, содержание образования, проблематика овладения знаниями и навыками общей культуры, а также полового воспитания уступают по значимости назревшим проблемам и более актуальны для представителей регионов и специалистов в области управления образованием.
А каковы требования родителей к современной общеобразовательной школе и ее педагогам?
Приводим наиболее характерные ответы родителей:
- |
учителя — тоже люди, и не у каждого есть призвание быть педагогом; |
- |
некоторые регулярные финансовые поборы школы создают дыры в семейном бюджете; |
- |
школа становится способом зарабатывания денег на детях и родителях; |
- |
педагоги далеки от того, каким должен быть преподаватель — они раздражительны, не инициативны, не заинтересованы материально; |
- |
хороший предметник — не всегда хороший психолог. |
Несмотря на далеко не лестные отзывы, авторитет школы и педагогов у родителей находится на высоком уровне (табл. 4).
Исследование авторитета школы и педагогов
«Является ли школа и педагоги авторитетом для Вас? |
В целом |
Москва |
Екатеринбург |
Нижний Новгород |
Ростов-на-Дону |
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Определенно да |
241 |
26,3 |
108 |
34,1 |
52 |
26,0 |
47 |
23,5 |
34 |
17,0 |
Скорее да |
328 |
35,8 |
102 |
32,2 |
51 |
25,5 |
82 |
41,0 |
93 |
46,5 |
Скорее нет |
115 |
12,5 |
40 |
12,6 |
37 |
18,5 |
22 |
11,0 |
16 |
8,0 |
Определенно нет |
35 |
3,8 |
17 |
5,4 |
10 |
5,0 |
6 |
3,0 |
2 |
1,0 |
Ребенок еще не учится в школе |
35 |
3,8 |
4 |
1,3 |
12 |
6,0 |
10 |
5,0 |
9 |
4,5 |
Не все педагоги школы |
9 |
1,0 |
3 |
0,9 |
4 |
2,0 |
2 |
1,0 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
154 |
16,8 |
43 |
13,6 |
34 |
17,0 |
31 |
15,5 |
46 |
23,0 |
Всего |
917 |
100 |
300 |
100 |
200 |
100 |
200 |
100 |
200 |
100 |
Более половины родителей считают школу и педагогов авторитетами для себя. В Екатеринбурге доля таких родителей меньше, чем в других регионах, но позитивный ответ все равно превышает половину выборки.
В качестве аргументов родители приводят следующие мнения:
- |
педагог — человек, имеющий специальное образование и опыт работы, которого нет у меня; |
- |
уважаю учителя как авторитетную личность; |
- |
педагог участвует в процессе воспитания больше и дольше, чем родители; |
- |
школа и учитель реально помогают ребенку и положительно влияют на него; |
- |
преподаватели стараются и уже этим заслуживают уважения за то, что работают с детьми. |
Отношение к школе и педагогам базируется на традиционном уважительном отношении к институту школы и специальности преподавателя. Школа — место, где получают знания, а учитель — человек, обладающий специальными знаниями, которых нет у родителей. Однако значительная доля мнений родителей основывается только на личном опыте взаимодействия с конкретным «хорошим» или «плохим» педагогом. Наблюдается и негативное отношение к преподавателю и школе, когда традиционно устоявшееся мнение отвергается из-за реальных проблем в отношениях: материальные поборы, профессиональная некомпетентность или безразличное отношение к детям.
Результаты исследования приводят к следующим выводам:
- |
взаимоотношения между семьей, школой и детьми базируются на традиционном уважительном отношении; |
- |
в современной общеобразовательной школе существуют проблемы, решение которых требует привлечения знаний и опыта специалистов различных сфер интеллектуальной деятельности; |
- |
родители ищут и не находят ответы на «наболевшие» вопросы; |
- |
просвещение родителей — работа, рассчитанная на долгосрочную перспективу. |
В чем видят участники обоих групп опроса возможности просвещения родителей?
Основными средствами просвещения (информирования) взрослых членов семьи выступают публикации в журналах (67,2%) и передачи по ТВ (64,7%). Дополнительными источниками информации, как считают работники школы, выступают книги, методическая литература (49%), Интернет (30,9%) и передачи на радио (29,4%).
Так, московские представители системы образования несколько чаще в качестве информационных источников указывают книги, методическую литературу; регионы больше ориентированы на передачи ТВ.
В этой связи представляет интерес перечень периодических изданий, посвященных воспитанию и здоровью школьника, которые выписывают образовательные учреждения (табл. 5).
Таблица 5
Исследование периодических изданий, посвященных воспитанию и здоровью школьника
Наименование изданий, другое |
В целом |
Москва |
Регионы |
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
«Вестник образования» |
43 |
31,2 |
27 |
32,9 |
16 |
28,6 |
«Классный руководитель» |
33 |
23,9 |
13 |
15,9 |
20 |
35,7 |
«Завуч» |
32 |
23,2 |
16 |
19,5 |
16 |
28,6 |
«Директор школы» |
29 |
21,0 |
11 |
13,4 |
18 |
32,1 |
«Воспитание школьников» |
24 |
17,4 |
11 |
13,4 |
13 |
23,2 |
«Учительская газета» |
22 |
15,9 |
17 |
20,7 |
5 |
8,9 |
«Первое сентября» (газета) |
19 |
13,8 |
14 |
17,1 |
5 |
8,9 |
Приложение к газете «Первое сентября» |
14 |
10,1 |
9 |
11,0 |
5 |
8,9 |
Методическая литература |
10 |
7,2 |
6 |
7,3 |
4 |
7,1 |
Нет средств на подписку |
10 |
7,2 |
4 |
4,9 |
6 |
10,7 |
«Вокруг света» (журнал) |
6 |
4,3 |
5 |
6,1 |
1 |
1,8 |
«Семья и школа» |
6 |
4,3 |
3 |
3,7 |
3 |
5,4 |
Предметные журналы |
5 |
3,6 |
5 |
6,1 |
|
|
«Народное образование» |
4 |
2,9 |
1 |
1,2 |
3 |
5,4 |
«Педагогика» |
4 |
2,9 |
|
|
4 |
7,1 |
«Академия» |
3 |
2,2 |
|
|
3 |
5,4 |
«Здоровье» |
3 |
2,2 |
3 |
3,7 |
|
|
«Последний звонок» |
3 |
2,2 |
1 |
1,2 |
2 |
3,6 |
Нормативные документы |
3 |
2,2 |
2 |
2,4 |
1 |
1,8 |
Не подписываемся |
3 |
2,2 |
3 |
3,7 |
|
|
Затрудняюсь ответить |
11 |
8,0 |
9 |
11,0 |
2 |
3,6 |
Всего |
138 |
100 |
82 |
100 |
56 |
100 |
Перечень изданий о воспитании и здоровье школьника, на которые подписываются образовательные учреждения, специалисты которых приняли участие в опросе, насчитывает более 80 наименований. В таблице 5 представлены те из них, на которые подписывается не менее 2% школ — объектов исследования.
К наиболее популярным изданиям относятся «Вестник образования», «Классный руководитель», «Завуч», «Директор школы», «Воспитание школьников». Следует отметить: региональные школы подписываются на периодику чаще московских (табл. 6).
Таблица 6
Исследование принятия решения о подписке
Лицо, принимающее решение о подписке |
В целом |
Москва |
Регионы |
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Директор школы |
89 |
64,5 |
49 |
59,8 |
40 |
71,4 |
Педсовет |
26 |
18,8 |
16 |
19,5 |
10 |
17,9 |
Библиотекарь |
15 |
10,9 |
14 |
17,1 |
1 |
1,8 |
Завуч |
8 |
5,8 |
7 |
8,5 |
1 |
1,8 |
Учителя |
5 |
3,6 |
5 |
6,1 |
|
|
Попечительский совет |
1 |
0,7 |
1 |
1,2 |
|
|
Бухгалтер |
1 |
0,7 |
1 |
1,2 |
|
|
Администрация |
1 |
0,7 |
|
|
1 |
1,8 |
Учредитель |
1 |
0,7 |
|
|
1 |
1,8 |
Зависит от финансов |
1 |
0,7 |
|
|
1 |
1,8 |
Вышестоящие инстанции |
1 |
0,7 |
1 |
1,2 |
|
|
Управление образования |
1 |
0,7 |
1 |
1,2 |
|
|
Сам выписываю из своего кармана |
1 |
0,7 |
1 |
1,2 |
|
|
Руководитель методического объединения |
1 |
0,7 |
|
|
1 |
1,8 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
0,7 |
1 |
1,2 |
|
|
Всего |
138 |
100 |
82 |
100 |
56 |
100 |
Итак, в большинстве образовательных учреждений решение о подписке на издания, посвященные воспитанию и здоровью школьника, принимает директор. Почти 20% школ решают этот вопрос на педагогическом совете.
Как показало исследование, по мнению 30% работников школ Интернет способен стать источником просвещения родителей. А как относятся к возможностям глобальной коммуникационной сети сами родители, см. табл. 7.
Большинство родителей (66,1%), принявших участие в опросе, не пользуется Интернетом. В Москве этот показатель несколько ниже (55,5%).
Таблица 7
Исследование использования Интернета
Пользуетесь ли Вы Интернетом? |
В целом |
Москва |
Екатеринбург |
Нижний Новгород |
Ростов-на-Дону |
|
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Да |
311 |
33,9 |
141 |
44,5 |
57 |
28,5 |
51 |
25,5 |
62 |
31,0 |
Нет |
606 |
66,1 |
176 |
55,5 |
143 |
71,5 |
149 |
74,5 |
138 |
69,0 |
Всего |
917 |
100 |
300 |
100 |
200 |
100 |
200 |
100 |
200 |
100 |
Обращение к Интернету не связано с традициями чтения разных категорий журналов. Результаты его использования в целях поиска информации о здоровье школьника аналогичны данным о пользовании Интернетом в целом, а поиск информации о здоровье детей в глобальной коммуникационной сети еще ниже: менее 10% родителей используют эту возможность в поисках нужных им сведений.
Результаты исследования приводят к следующим выводам:
- |
основной и непротиворечивой формой взаимодействия школы с родителями является приглашение их в школу для индивидуальной беседы; |
- |
поводами для обращения родителей в школу являются учеба ребенка, взаимоотношения внутри детского коллектива или отношения ребенка и учителя, а также проблемы взаимодействия ребенка с родителями, проблемы воспитания и здоровья школьников. Редки обращения по вопросам профориентации детей; |
- |
директора и завучи школ называют волнующими проблемами воспитание детей, их здоровье, профориентацию, поведение, организацию совместных с родителями школьных мероприятий, психологическую помощь родителям и детям, взаимоотношения родителей и учителей; |
- |
родители обозначили ряд ситуаций, для решения которых педагогам, администрации школ, представителям системы образования приходится привлекать специалистов других сфер деятельности; |
- |
к «наболевшим» темам, возникающим постоянно, относятся психофизическое развитие детей, взаимоотношения в семье, права и обязанности, снижение у детей интереса к учебе; |
- |
выявлена необходимость просвещения родителей — углубление их знаний в педагогике, психологии, законодательстве, что может способствовать большему взаимопониманию между родителями, детьми и педагогами; |
- |
все категории респондентов считают: нужен специализированный журнал о детях школьного возраста. |
|
|