канд. экон. наук, старший преподаватель
Псковского Вольного института
Общественные преобразования, осуществляемые в России, предполагают активный поиск инновационных путей и средств для кардинального обновления экономики. В связи с этим понятен интерес к феномену инновации со стороны отечественных ученых, которые наряду с зарубежными специалистами предпринимают активные попытки к его всестороннему изучению.
Основным направлением совершенствования работ по осуществлению инновационной деятельности становится переосмысление их роли, места, методов оценки и выбора, а также способов создания новшеств с точки зрения современной концепции маркетинга и отношения потребителей к инновациям.
Сегодня компании, все чаще используя новые методы, собирают и коллекционируют идеи собственных клиентов, выбирают лучшие инновационные решения и воплощают их в реальных продуктах.
Проблеме инноваций в рыночной экономике посвящается немало научных трудов, но сфере потребительских инноваций в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Поэтому в настоящей статье мы уделим внимание исследованию составляющих понятия «потребительские инновации», а также стадиям процесса их производства.
В соответствии с усилением роли маркетинговых коммуникаций каждый из четырех основных инструментов маркетинговой деятельности (продукт, цена, место и продвижение) имеет ярко выраженную коммуникационную составляющую, другими словами, выполняет коммуникационную функцию.
Формирование представления об инновациях в рамках маркетинговых коммуникаций связывается с понятием потребительской инновации, которая является таким ее видом, который отражает коммуникационные функции, выполняемые различными элементами комплекса маркетинга, обладающими новизной для потребителя.
Понимание потребительской инновации меняет представление об организации инновационной деятельности и о новизне, представляющей собой ключевое понятие новшества. В соответствии с понятием потребительской инновации новизна — это совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта, исходя из восприятия этих изменений потребителем, и дающих ему право считать их новыми.
Итак, изучение потребительских инноваций позволяет выделить один важнейший аспект — коммуникативную характеристику. Она приобретает все большее значение. Причем положительный эффект от ее реализации тем ярче, чем больше задействованы потребители в формировании инноваций. Наиболее полно можно выявить и задействовать предпочтения потребителей в том случае, если они сами участвуют в формировании потребительских инноваций.
Управлять такими потребительскими инновациями целесообразно через привлечение потребителей к разработке новшеств, с последующей обработкой потребительских предложений и выбора из них наиболее экономически эффективных.
Таким образом, можно предложить следующее определение потребительских инноваций. Потребительская инновация — это результат творчества потребителей, воплощенный в новом или усовершенствованном продукте, который востребован рынком и непосредственно решает ту или иную потребность потребителей.
Исследование составляющих понятия «инновации» позволяет сделать вывод, что инновациям присущи следующие основные особенности:
- |
разработка нововведения;
|
-
|
материализация нововведения в новом продукте;
|
-
|
востребованность рынком, т.е. удовлетворение потребностей потребителей;
|
-
|
способность нововведения приносить доход.
|
Вместе с тем вопрос о том, кто осуществляет генерацию идеи, остается открытым. С этой точки зрения, на наш взгляд, целесообразно классифицировать все инновации по субъекту разработки нововведений на две группы: производственные (традиционные) и потребительские.
Причем под производственными или традиционными инновациями будем понимать результат научных знаний и опыта специалистов предприятия, воплощенный в новой идее, на основании которой создается новый рыночный продукт, способный приносить предприятию доход.
Разработку инноваций осуществляют компании, проводя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Цель такой работы вполне ясна — получение дополнительных преимуществ перед конкурентами путем использования новшеств, которые способны привести к снижению издержек фирмы, освоение новых рынков и закрепление на уже освоенных рынках и т.д. Оценить же степень новизны и уровень полезности таких инноваций возможно только в процессе их использования.
Потребительские инновации имеют гораздо большую вероятность быть востребованными на рынке и будут значительно эффективнее, так как их идею выдвинули сами потребители, исходя из собственных потребностей и собственных предпочтений.
Таким образом, инновации различаются в зависимости от генератора идей, на основании которых рождаются инновации. В качестве генератора могут выступать как специалисты предприятия, так и сами потребители. И поскольку новые продукты разрабатываются для потребителей и оцениваются потребителями, те инновации, которые созданы на основании потребительских предложений, являются более жизнеспособными и экономически эффективными.
Теперь уделим внимание процессу производства потребительских инноваций.
В современном обществе развитие большинства сфер деятельности в значительной степени определяется тем, насколько эффективно организовано их информационное обеспечение. Конкурентоспособность отдельных компаний и национальной экономики в целом во многом зависит от уровня информационной инфраструктуры. При формировании потребительских инноваций невозможно обойтись без информационной поддержки. В то же время информация, необходимая для реализации инновационной политики, имеет свою специфику [4, с. 5].
Использование системы потребительских инноваций невозможно без создания целостной системы информационного обеспечения, которая позволит предоставлять потребителям информацию о продуктах, а, самое главное, предприятию получать информацию от потребителей по поводу различных нововведений и усовершенствований.
Важным аспектом при этом служит анализ информации, поступающей от потребителей. Но так как такая информация носит особый характер (имеет свои особенности: многомерность, сложность, научно-техническая новизну), то соответственно необходимы специальные современные информационные технологии, способные понять ее и выдать соответствующие аналитические сведения.
Особенностью процесса производства инноваций является то, что его условно можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать «интеллектуальное производство», а второй — «материальное производство» [3, с. 2].
Любому нововведению, прежде чем оно будет создано, предшествует возникновение новой идеи. «Производство» идеи можно представить в виде системы, на входе которой находятся интеллектуальные ресурсы в виде накопленных знаний и опыта, а также трудовые — научно-технический потенциал. Взаимодействие этих ресурсов на выходе из системы дает результат в виде новой идеи. Конкретное воплощение идеи происходит на этапе «материального производства», в котором результат «интеллектуального производства» предстает уже как интеллектуальный ресурс материального производства и, взаимодействуя с другими факторами производства, создает инновацию в виде конкретного оригинального продукта.
Инновация как объект купли-продажи есть продукт научных исследований, который воплощается прежде всего в определенных научно-технических знаниях, и только затем полученные знания претворяются в конкретный продукт через материальное производство. Другими словами, знание получает свое выражение через специфическую форму — научную информацию, но как товар эта информация может выступать на рынке не сама по себе, а будучи воплощенной в конкретную форму — инновационный материальный продукт, который придает знанию-товару различные качества.
Описанный выше процесс формирования инноваций в полной мере характерен и для потребительских инноваций. В случае потребительских инноваций также происходит первоначальное формирование новой идеи, а затем ее материальное воплощение.
Однако процесс интеллектуальных разработок не одинаков для традиционных производственных инноваций и потребительских инноваций. В случае производственных инноваций этап «интеллектуальное производство» осуществляется, как правило, с помощью специалистов предприятия, т.е. используются интеллектуальные ресурсы, а также научно-технический потенциал работников предприятия либо специально приглашенных специалистов. При формировании потребительских инноваций необходимые интеллектуальные идеи выдвигают потребители, т.е. используются интеллектуальные ресурсы, знания и опыт потребителей. Второй этап — «материальное производство» в большинстве случаев протекает одинаково, независимо от вида инноваций.
Таким образом, можно сделать заключение, что процессу производства потребительских инноваций, так же как и процессу производства традиционных производственных инноваций, свойственны две стадии: интеллектуального и материального производства. Вместе с тем процессы производства традиционных инноваций и потребительских инноваций имеют как сходства, так и различия. Сходства связаны с процессом материального воплощения инноваций, а различия — с процессом их формирования.
Обобщая материалы данной статьи можно сделать следующие выводы:
- |
Сегодня компании, все чаще используя новые методы, собирают и коллекционируют идеи собственных клиентов, выбирают лучшие инновационные решения и воплощают их в реальных продуктах.
|
-
|
Под потребительской инновацией предлагается понимать результат творчества потребителей, воплощенный в новом или усовершенствованном продукте, который востребован рынком и непосредственно решает ту или иную потребность потребителей.
|
-
|
В зависимости от субъекта разработки нововведений предлагается классифицировать все инновации на две группы: производственные (традиционные) и потребительские.
|
-
|
Процессу производства потребительских инноваций, так же как и процессу производства традиционных производственных инноваций, свойственны две стадии: интеллектуального и материального производства. Вместе с тем процессы производства традиционных производственных инноваций и потребительских инноваций имеют как сходства, так и различия. Сходства связаны с процессом материального воплощения инноваций, а различия — с процессом их формирования.
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Моисеева Н., Кузьменко В., Рюмин М. Технология создания потребительских инноваций с ориентацией на бренд // Маркетинг. — 2004. — №5 (78).
2. Творчество потребителей. — http://www.reklamaster.com/articles/showfull.php?id=751
3. Туманян И.В. Информационные ресурсы как основа инноваций // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». — 2003. — № 2 (10).
4. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами / Под ред. С.В. Валдайцева — СПб.: Изд-во СПБГУ, 1995.
5. Федоров Д.С. Неформальные маркетинговые коммуникации: новые перспективы на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — №3.
6. Энджел Д., Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. — М.: Питер, 2002.
7. Янсен Ф. Эпоха инноваций. — М.: ИНФРА-М, 2002. |