профессор,
декан Высшей школы маркетинга
и развития бизнеса ГУ-ВШЭ
Россия, как и другие развивающиеся страны, непосредственно втянута в ворон-
ку мирового кризиса. Не секрет, что некоторые компании повышают цены для под-
держания привычной нормы прибыли. В статье приведены результаты исследования
Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ ценовой и маркетинговой
политики компаний в условиях нерастущих рынков.
Формирование цен и издержки компании на нерастущем рынке
В рамках круглого стола презентация результатов исследования «Какие
факторы влияют на формирование цены, и по каким причинам компании не сни
жают цены на нерастущих рынках. Видение директоров по маркетингу», апрель
2009 г.
Москва, 23 апреля 2009 г. Россия, как и другие развивающиеся страны,
непосредственно втянута в воронку мирового кризиса. По мнению Министерс
тва финансов РФ, Россию ожидает вторая волна кризиса. Снижение платежес
пособности населения уже привело к падению продаж. Снижение издержек –
первый шаг, по которому идут компании в этих условиях, а если эти действия
не помогают им удержать на плаву бизнес, то переходят к повышению цен.
Не секрет, что некоторые компании повышают цены для поддержания привыч
ной нормы прибыли, считая, что у клиентов нет другого пути, кроме как купить
товар у них.
В инициативном исследовании, проведенном лабораторией «Управление
рынком» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ (www.marketing.
hse.ru), был проведен опрос директоров по маркетингу средних и крупных компа
ний по следующим вопросам: «От каких факторов зависит формирование цены?»
и «По каким причинам компании не снижают цены на отраслевом рынке?».
В исследовании приняли участие 36 директоров по маркетингу компаний
среднего и крупного бизнеса. Время проведения исследования – апрель 2009 г.
В табл. 1 представлен опыт работы респондентов в маркетинге.
Таблица 1
Опыт работы респондентов в маркетинге
Опыт работы |
Лет
|
В области маркетинга
|
9
|
Директором по маркетингу
|
4,8
|
Директором по маркетингу в этой компании
|
3
|
На круглом столе в обсуждении результатов исследования приняли участие
топ-менеджеры среднего бизнеса: генеральные и коммерческие директора, ди
ректора по маркетингу, специалисты по маркетингу и развитию бизнеса, иссле
дователи.
Когда участников исследования просили назвать факторы, которые влияют
на повышение цен, они называли экономические, например высокий курс валют.
Когда респондентов попросили назвать эффективные, с их точки зрения, действия,
определяющие цену и сохраняющие уровень продаж, то акцент был сделан
на управленческие решения (табл. 2).
Таблица 2
Наиболее эффективные действия по управлению ценой
для сохранения продаж
Вид действия (первые шесть значимых рангов) |
%
|
Оптимизация ассортимента. Оставлять самые доходные позиции
|
15
|
Система скидок
|
15
|
Сокращение общефирменных и административных расходов
|
12
|
Оптимизация работы сотрудников (кастомизированное обращение)
|
12
|
Не поднимать цены из-за снижения прибыли в компании
|
10
|
Поднятие доходности за счет дополнительных услуг
|
10
|
По результатам исследования были выделены следующие данные. В 73%
компаний цены действительно повысились (табл. 3). В 13% компаний цены были
снижены (табл. 4). В 14% компаний цены остались неизменными (табл. 5).
Таблица 3
Факторы, влияющие на повышение цен
Наименование фактора (первые три значимых ранга) |
%
|
Повышение таможенных пошлин
|
35
|
Высокий курс валют
|
23
|
Повышение внутренних цен на товары, комплектующие, сырье, др.
|
19
|
Таблица 4
Факторы, влияющие на снижение цен
Наименование фактора (первые три значимых ранга) |
%
|
Желание компании получить привлекательность товара/услуг по сравнению
с конкурентами
|
36
|
Снижение платежеспособности потребителей
|
18
|
Снижение издержек в компании (исключая издержки на производство своей
продукции)
|
18
|
Таблица 5
Причины оставления цен неизменными
Наименование причины (первые три значимых ранга) |
%
|
Сохранение ценового позиционирования на рынке
|
40
|
Снижение издержек в компании (исключая издержки на производство своей
продукции)
|
40
|
Желание сохранить привлекательность товара/услуг по сравнению с конкурентами
|
20
|
Основные причины, почему компании в отраслях не снижают цены на свою
продукцию, следующие (табл. 6).
Таблица 6
Основные причины неснижения цен на продукцию компаний
Основная причина
|
Отрасль
|
%
|
Повышение цен на сырье и комплектующие за счет изменения курсов валют
|
Поставщики одежды, транспорта, FMCG
|
36
|
Некуда дальше падать. Точка безубыточности
|
Девелопмент, лизинговые услуги, производство и продажа аудио- и видеотехники
|
16
|
Увеличение таможенных пошлин
|
Поставки транспорта
|
12
|
Сокращение прибыли
|
Поставки косметики и строительных
материалов
|
12
|
Другое:
|
|
|
вынуждены понижать цены
|
Коммерческая недвижимость, страхование
|
12
|
цена регламентирована
|
Поставки транспорта, страхование жизни
|
12
|
Бренд на нерастущих рынках: малобюджетные решения
В рамках круглого стола презентация результатов исследования «Мероприятия,
которые проводят компании для управления брендами: товарными, сетевыми
торговыми марками, корпоративным брендом. Mалобюджетные решения, позво
ляющие сохранить капитал бренда на нерастущих рынках. Видение директоров по
маркетингу», май 2009 г.
Москва, 28 мая 2009 г. Рост российской экономики в 2002–2007 гг. позволил
вывести на рынок большое количество продукции новых российских производи
телей. Потребитель начал теряться в многообразии предлагаемых мясных делика
тесов, одежды и других товаров. Решение напрашивалось само – нужно создать
торговую марку, благодаря которой продукцию компании запоминал потребитель.
Это была первая задача. Вторая задача – благодаря торговой марке повысить цену
и получить ценовую премию за свою продукцию, а также вернуть деньги, затра
ченные на ее создание и продвижение. Так мыслили в российских компаниях,
когда создавали нематериальный актив под названием «бренд». Особенность уп
равления таким активом состоит в том, что его постоянно нужно поддерживать,
затрачивая существенные средства. В режиме резкого снижения бюджетов деньги
на поддержание бренда в компаниях перестали выделять. Жесткие вопросы топ
менеджмента поставлены сегодня специалистам по маркетингу: «Почему бренд
перестал поддерживать продажи?», «Почему вы ничего не делаете?», «Придумайте,
как без (с малым) бюджета поддержать бренд».
На круглом столе в обсуждении результатов исследования принял участие
топ-менеджмент среднего бизнеса: генеральные и коммерческие директора, ди
ректора по маркетингу, специалисты по маркетингу и развитию бизнеса, исследо
ватели. Приглашенные спикеры освещали самые актуальные проблемы – какие
элементы бренда поддерживать обязательно, какие решения используются
при продвижении бренда и для поддержания продаж.
Только в 65% компаний топ-менеджмент рассматривает бренд как актив,
в 22% – отсутствует четко выраженная позиция, в 14% – бренд не считается активом. Именно в этих компаниях не проводился анализ состояния бренда
(за период осень 2008 г. – весна 2009 г.).
Меняется ли стоимость бренда в кризис? Ответ на этот вопрос дают результаты
анализа стоимости мировых брендов, проведенного компанией Brand Finance plc.
(2009 г.). Так, рыночная капитализация компаний составила 34%, стоимость брен
дов –23%. Это свидетельствует, «что бренд по-прежнему остается активом компании,
позволяющим рассчитывать на ценовую премию и внимание покупателей». Так,
по данным Brand Finance plc., максимально пострадали бренды в отраслях: табак –
40%, страхование –37%, мода (Louis Vuitton, Gucci, Dior) –36%. Наиболее успешные
бренды увеличили свою стоимость: Aeon (розничная сеть, Япония) +45%, Kohl’s
(розничная сеть, США) +38%, Сбербанк (Россия) +33%.
По мнению участников круглого стола, у большей части потребителей си
стема ценностей не изменилась, но цена начала доминировать среди критериев
принятия решения о покупке. Изменились мотивы покупателей и, как следствие,
стратегии покупательского поведения. Такие изменения требуют проведения ана
лиза ценностей бренда и их дальнейшей поддержки. Четкость и сбалансированность
всех коммуникаций компании, где персонал компании является «сильным звеном»,
позволяют существенно снизить бюджеты и сохранить лояльных клиентов. Одна
ко на вопрос в исследовании «назовите ключевые целевые аудитории, которые
компания поддерживает сегодня» 92% компаний ответили, что это потребители
и только, 35% – поддержка персонала.
«Какие задачи ставит топ-менеджмент по управлению брендом?» – еще один
вопрос, который был задан директорам по маркетингу. В табл. 7 приведены на
иболее популярные ответы.
Таблица 7
Задачи по управлению брендом, поставленные топ-менеджментом
Наименование задачи |
%
|
Повышение узнаваемости бренда
|
22
|
Изменение коммуникативной стратегии
|
17
|
Сохранение объема продаж
|
13
|
Повышение лояльности
|
13
|
Сохранение «лица» бренда
|
13
|
Решения, принятые компаниями по укреплению позиции бренда за период
осень 2008 г. – весна 2009 г. (табл. 8).
Таблица 8
Направления усилий компании по укреплению позиции бренда
Вид направления |
%
|
Изменение содержания коммуникационных обращений к потребителям
|
64
|
Изменение условий поставок для посредников
|
52
|
Изменение цены для конечного потребителя
|
52
|
Примечательно, что эти решения приняты руководством компании, так как
в 55% компаний топ-менеджмент непосредственно принимает решения (от 50
до 100%), как управлять брендом. Несбалансированность принятых решений относительно задач, которые ставит руководство, очевидна. Решения, принятые ком
паниями, «лежат на поверхности и направлены на сохранение продаж, а не на ук
репление позиции бренда на рынке».
Также было высказано мнение, что «денег на маркетинг в компаниях либо
нет вообще, либо на каждый потраченный рубль компания хочет видеть реальный,
зримый эффект в продажах. В этой связи вновь актуальной становится тема
маркетинга отношений, которая интересовала маркетологов еще сравнительно
недавно, но потом была отложена до лучших времен из-за кажущейся трудоем
кости на фоне простоты и заметности (хотя и не всегда эффективности) массо
вой рекламы».
Результаты исследования также ярко продемонстрировали растерянность,
отсутствие четкой позиции директоров по маркетингу в управлении брендом:
когда респондентов попросили назвать три наиболее эффективных малобюджетных
действия, направленных на сохранение продаж, вариантов ответов было более
десяти. В табл. 9 приведены три самых популярных ответа.
Таблица 9
Эффективные малобюджетные действия, направленные на сохранение продаж
Вид действия
|
%
|
Использование недорогих каналов коммуникаций (интернет, BTL и др.)
|
29
|
Изменение коммуникативной стратегии
|
21
|
Проведение семинаров, круглых столов
|
17
|
|