Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2010 год | Статьи из номера N1 / 2010

Агентство по развитию территорий — ключевое звено инвестиционного маркетинга региона

Вялкин А.Г.,
директор по региональному развитию компании
Formika — Research & Development, ответственный секретарь
Национальной Ассоциации агентств инвестиций и развития

Одним из возможных вариантов консолидации сил, заинтересованных в маркетинге региона и увеличении потока инвестиций, является создание во всех субъектах Российской Федерации специализированных профессиональных организаций — агентств по развитию территорий.

При условии поддержки со стороны региональных администраций деятельность агентства является важным звеном инвестиционного маркетинга территории, фактором привлечения в регион российских и иностранных инвесторов и роста его инвестиционной привлекательности в целом.

Одним из основных условий интенсивного социально-экономического развития региона является активизация инвестиционной деятельности, включая создание благоприятных условий инвестирования на территории региона за счет формирования современной инвестиционной инфраструктуры, совершенствования инвестиционного законодательства, а также продвижения привлекательного имиджа региона в России и за рубежом.

Проведенное несколько лет назад масштабное исследование инвестиционного потенциала субъектов Российской Федерации в рамках проекта Европейской комиссии EUROPEAID показало, что основными сдерживающими факторами на пути увеличения притока инвестиций в регионы РФ является отсутствие прямого инвестиционного маркетинга региона и налаженной системы подготовки и сопровождения инвестиционных проектов [1]. Практика доказывает, что наилучшим образом справиться с этой задачей может независимая специализированная организация, профессионально работающая в области управления процессом привлечения инвестиций и улучшения инвестиционного климата.

На региональном уровне помимо собственно подразделений местной власти существует ряд организационных структур, участвующих в реализации региональной экономической политики. Среди них особое место занимают агентства регионального развития и агентства по развитию территорий.

Агентства регионального (или городского) развития получили широкое распространение в развитых странах в 80-х годах прошлого века как важнейший инструмент частно-государственного партнерства в реализации программ развития местной экономики. Они могут существовать в различных организационных формах: как акционерные компании, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческие партнерства.

В большинстве российских регионов существует опыт создания и функционирования специализированных организаций различной организационно-правовой формы, прямо или косвенно участвующих в создании и продвижении благоприятного регионального имиджа в целях привлечения инвестиций в региональную экономику. Основная проблема деятельности многочисленных фондов, союзов, партнерств состоит в том, что они, как правило, существуют обособленно и самостоятельно, исповедуют свой собственный, отличный от официального взгляд на проблемы инвестиционного развития, что сводит к минимуму коэффициент общих усилий.

Одной из ключевых задач агентств регионального развития в России является маркетинг региона, цель которого — поиск и привлечение инвесторов. Опыт показывает, что в структуре агентства целесообразно иметь Центр маркетинга, который будет выполнять функции сбора информации, анализа и инвестиционного консультирования. Это позволит создать информационную базу данных о существующих возможностях инвестирования в отраслевом и территориальном разрезах, оперативно предоставлять инвесторам правовые и коммерческие консультации, выстраивать связи между предприятиями и местными органами власти.

В целом деятельность Центра маркетинга должна осуществляться по следующим направлениям:

  • прямая передача информации в посольства, консульства и коммерческие представительства иностранных государств;
  • создание информационных пунктов в бизнес-центрах и крупных гостиницах;
  • содействие созданию иностранных торговых представительств в регионе;
  • сотрудничество с российскими и зарубежными агентствами регионального развития;
  • организация семинаров и конференций, рекламирующих возможности региона;
  • сотрудничество с прессой, радио и телевидением;
  • помощь малым компаниям в участии в российских и международных выставках и ярмарках.

В целях продвижения региона Центр маркетинга должен издавать и публиковать различные материалы:

  • каталоги компаний;
  • информацию о тенденциях инвестирования;
  • путеводители о гостиницах и бизнес-центрах;
  • информацию о состоянии региональной и государственной экономики в целом;
  • «путеводители для инвестора».

Целесообразно также создать в Агентстве отдел коммерческих контактов, основными функциями которого будут выявление экспортных возможностей региона, содействие участию в выставочно-ярмарочной деятельности, налаживание контактов с торгово-промышленными палатами. Банк данных коммерческой информации позволит компаниям наладить взаимное сотрудничество, ускорит налаживание коммерческих контактов между регионом, другими субъектами Российской Федерации, зарубежными территориями.

Организация агентства развития — задача вполне посильная любому органу местной власти и необходимая для проведения активной местной экономической политики и маркетинга. Небольшой первичный капитал может быть привлечен в основном из частного сектора, к примеру совместно выделен предприятиями города, сознающими необходимость формирования рыночной инфраструктуры.

От местных властей нужна прежде всего организационная поддержка и инициатива. Руководители городов и регионов России, уже создавшие агентства развития, получили в их лице необходимых партнеров для реализации современных задач экономической политики.

В 2007 г. по инициативе Национального агентства прямых инвестиций и Российского союза промышленников и предпринимателей при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации была создана Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития (НААИР), объединившая 25 крупнейших агентств по развитию территорий. География членов Ассоциации весьма показательна — от Калининграда до Хабаровска.

Агентства, входящие в НААИР, оказывают следующие услуги:

  • разработка стратегий и программ экономического развития территорий (с учетом реалий финансово-экономического кризиса);
  • социологические и маркетинговые исследования;
  • организация бизнес-миссий и презентаций, разработка инвестиционных «паспортов» региона;
  • поиск и привлечение инвесторов, в том числе на основе программ частно-государственного партнерства;
  • взаимодействие с государственными структурами (в аспекте поддержки и продвижения инвестиционных проектов);
  • взаимодействие с российскими и зарубежными СМИ, международными финансовыми институтами.

Помимо агентств регионального развития, действующих в интересах всего региона или города, часто создаются отдельные организационные структуры для содействия развитию отдельных территорий. Такие агентства создаются, как правило, на проблемных территориях, требующих привлечения масштабных инвестиционных ресурсов, обновления региональной инфраструктуры.

Примером такой структуры служит созданное в 2005 г. Агентство инвестиций и развития Юга России. Его основная функция — разработка экономической стратегии и программы территориального планирования макрорегиона, позволяющих координировать частные и государственные инвестиции в развитие территории, использовать региональные ресурсы с максимальной выгодой, стать инструментом сотрудничества инвесторов, предпринимателей, органов власти, местных жителей. В поле зрения Агентства находятся также вопросы развития инфраструктуры, обучения и развития общественных инициатив, комплексного маркетинга территорий, входящих в систему макрорегиона.

Финансирование деятельности таких агентств, как правило, комбинированное. Частные средства объединяются с муниципальными; нередко в зонах, признанных особо важными, к ним присоединяются средства регионального или федерального бюджета.

В свое время отдел корпорации Cooper & Lybrand (Великобритания) опубликовал результаты исследования методов привлечения инвестиций, используемых ведущими европейскими агентствами экономического развития [3] (табл. 1).

Исследование показало, что наиболее эффективным методом привлечения инвестиций в регион является программа последующей опеки инвестора. Суть данного инструмента — поддержка уже разместившихся предприятий («послепродажное обслуживание»), особенно тех, которые недавно переместились в регион.

Согласно оценкам экспертов, 70–85% новых прямых иностранных инвестиций следуют за уже вложенными мультинациональными компаниями средствами. Агентство местного экономического развития может играть ключевую роль, предоставив иностранному инвестору консультанта, хорошо знакомого с местной спецификой, который окажет профессиональную поддержку как по подбору инвестиционной площадки, так и в области нормативных правовых отношений с администрацией региона.

Необходимо понимать, что агентство инвестиций и развития — это долгосрочный проект, который не может гарантировать в короткие сроки резкое увеличение притока инвестиций в регион. Потребуется время для того, чтобы работа Агентства начала приносить ощутимые результаты.

Основными результатами деятельности Агентства станут:

  • увеличение притока инвестиций;
  • создание рабочих мест (как результат открытия новых производств или расширения существующих);
  • увеличение объема налоговых поступлений, в частности от новых производств и т. д.;
  • распространение новых технологий (в том числе управленческих).

Таким образом, деятельность регионального Агентства инвестиций и развития является важным звеном маркетинга территории, позволяет повысить инвестиционную привлекательность региона, привлечь средства для создания современных производств и увеличить количество эффективных рабочих мест, что, в свою очередь, положительно скажется на укреплении социальной сферы — росте денежных доходов населения и его платежеспособном спросе.

Литература
1. Вялкин А.Г. Инвестиционная привлекательность муниципальных образований // Калининградская область: новые вызовы, новые шансы. Механизмы развития уникального региона. — М.: ИМЭПИ РАН, 2005.
2. Вялкин А.Г. Институты развития для диверсификации экономики // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. — 2009. — № 2.
3. Fisher M. International Marketing Strategies for the Millennium // Economic Development Bulletin. — 1999. — № 6.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».