Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N1 / 2013

Разработка модели экологического маркетинга в регионе

Белякова Н.А.,
помощник руководителя Центра консультаций
по развитию бизнеса «Причина»

Малышев А.А.,
к. э.н., Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства

В маркетинге выделилось отдельное направление, которое именуется экологический маркетинг. Его сущность заключается в создании конструкции взаимоотношений между потребителем, производителем и обществом, которая включает в себя такой дополнительный элемент, как защиту окружающей среды.

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время состояние окружающей среды вызывает тревогу людей, повышает интерес определения полного спектра экономических преимуществ от уменьшения возможного ее загрязнения, а также экономии природных ресурсов.

При этом в современных рыночных условиях функционирование любого производства должно не просто быть экологически чистым, но и обеспечивать устойчивое развитие общества.

Рост промышленного производства связан с изменением потребностей населения, создав, таким образом, дополнительные угрозы окружающей среде, здоровью и безопасности жизни населения. Отсюда возникает необходимость перехода к устойчивому развитию эколого-экономической системы, где быстроизменяющиеся негативные экологические и экономические процессы требуют от предприятий использования природоохранных технологий производства. Таким образом, актуальность заключается в объективной необходимости осуществления комплекса целенаправленных мероприятий по удовлетворению экологических потребностей на стадии взаимодействия системы «общество–природная среда».

В современном мире в маркетинге выделилось отдельное направление, которое именуется как экологический маркетинг – концептуальный подход, который включает в себя разработку и создание методов, организующих и направляющих деятельность предприятий, связанную с нанесением минимального вреда окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла, а также обеспечение экологически ориентированного спроса на товары и услуги, которые способствуют сохранению качественного и количественного уровня основных экосистем, удовлетворяющих потребности как отдельных лиц, так и общества в целом. Аспекты экологически  ориентированного маркетинга отражают, во-первых, быстрое развитие технологий и процессов, снижающих воздействие на окружающую среду, а во-вторых, ускорение формирование рынка экологических услуг.

Факторы, влияющие на развитие экологического маркетинга, оказывают влияние друг на друга и определяют динамику развития экологического маркетинга в регионе в целом. Исследование факторов экологического маркетинга позволило выявить и проанализировать комплекс дестабилизирующих факторов с учетом особенностей функционирования экологического маркетинга Пензенского региона и разработать модель экологического маркетинга в регионе (рис. 1).

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В РЕГИОНЕ
Проведя анализ экологического маркетинга в Пензенском регионе для разработки модели  экологического маркетинга, были выявлены факторы, влияющие на развитие экологического маркетинга в регионе: траспортно-географическое положение; приемлемое качество жизни в городе; сохранившаяся и развивающаяся система высшего и среднего технического образования; Пенза является городом открытых возможностей для инвестиций; динамично создается инфраструктура развития инновационной деятельности и др.

«Базовым» конкурентным преимуществом Пензы является крайне выгодное географическое окружение, включающее практически все крупные города европейской России, кроме Петербурга. Не вступая в прямую конкуренцию, а найдя собственные «ниши» для развития, Пенза сохранит баланс между выгодами и недостатками транспортно-географического расположения на положительном уровне.

Пенза имеет ряд условий для создания живописного, разнообразного, обладающего  отличительными особенностями облика города, в том числе большие перепады высоты, благоприятные климатические условия для создания «зеленых зон», река, наличие участков старинной застройки. Все эти отличительные особенности нужно сохранять и использовать [5].

Говоря о качестве жизни, то в Пензе оно является достаточно высоким исходя из общего уровня социально-экономического развития. При этом, упоминая проблемы в сфере качества жизни, жители города отдают предпочтение решению проблемы, которая связана с экологической ситуацией в городе. Другие возможные зоны менее тревожны для жителей города.

Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности.

Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики региона [3].

В целом в предстоящие годы наиболее важной задачей остается поддержка системы образования в целях реализации прав человека на его образование и высокое качество образовательных услуг.

Социальная политика в сфере здравоохранения основывается на принципах непрерывности лечебно-диагностического процесса, профилактической направленности деятельности учреждений здравоохранения.

На повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи направлен национальный проект в сфере здравоохранения. Прежде всего это предполагает осуществление подготовки и переподготовки врачей общей практики, терапевтов и педиатров, обеспечение комплекса мер по увеличению заработной платы медицинским работникам, оснащение диагностическим оборудованием медицинских учреждений, увеличение объема оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи [6].

В последние годы здравоохранение в Пензенском регионе стало одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Созданы условия для широкого применения современных инновационных технологий, развития первичной медико-санитарной помощи, совершенствования экстренной неотложной и высокотехнологичной медицинской помощи, внедрения современных медицинских информационных технологий.

В условиях жесткой межрегиональной конкуренции за инвестиционные ресурсы на местном  уровне важное место занимает работа по повышению инвестиционной привлекательности города и региона. Формирование положительного инвестиционного имиджа является основополагающим фактором повышения конкурентоспособности территории в сфере привлечения инвестиций. Не последнюю роль в данном вопросе играет и геостратегическое положение.

Формирование благоприятного инвестиционного климата также обусловливается наличием полноценного информационного обеспечения инвестиционной деятельности муниципалитета.

Динамика инвестиций в Пензенском регионе за период 2005–2010 гг. значительно выросла. Рост инвестиций связан с созданием в регионе благоприятной инвестиционной среды: разворачиванием долгосрочных государственных программ развития агропромышленного комплекса, высокотехнологичных производств, а также строительства. Однако в связи с последствиями мирового финансового кризиса объем инвестиций снизился до значений 2007 г.: с 53 949 тыс. долл. США в 2009 г. до 34 256 тыс. долл. США в 2010 г. Уровень экологизации производства, т. е. затраты на охрану окружающей среды и рациональное природопользование, пока остается не на высоком уровне [2].

Комплексный подход в повышении инвестиционной привлекательности, в формировании положительного инвестиционного имиджа, реализуемый органами местного самоуправления города Пензы, способствует привлечению дополнительных инвестиционных ресурсов в развитие региона и города [4].

Анализ инновационной деятельности предприятий за 2005–2010 гг. показал, что внедрениями инноваций занимались лишь 8,1% предприятий промышленности и 12,2% организаций сферы услуг. Основная доля инноваций приходится на приобретение машин и оборудования – 31%, производственное проектирование – 24%, а также на обучение и подготовку персонала – 20%. Остальные 25% инноваций распределяются между приобретением новых технологий, проведением маркетинговых исследований и разработок.

Пензенская область активно развивает инновационный сектор экономики, о чем свидетельствуют результаты рейтинга инновационной активности регионов, который составлен Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий в 2009 г. Среди регионов с высокой инновационной активностью Пенза занимает почетное третье место, здесь можно сказать о бесспорном успехе Сурского края в активизации процессов построения инновационной экономики.

Повышение конкурентоспособности расположенных в городе предприятий промышленности и сферы услуг, улучшение культурной привлекательности и степени идентификации граждан со своей территорией проживания, привлечение в город инвестиционных ресурсов, развитие инфраструктуры города – все это является задачей продвижения и эффективного позиционирования города во внешней среде. Данная задача может быть решена с помощью реализации системы действий, выявляющих и поддерживающих конкурентные преимущества, способные сохраняться длительное время.

В числе факторов устойчивости социальной подсистемы особое внимание уделено демографическому фактору. Динамика численности населения определяет ресурсные возможности экономики региона в долгосрочной периоде. В период 2005–2010 гг. численность населения с 1408 тыс. чел. сократилась до 1384 тыс. чел., что связано с его убылью за счет отрицательных значений естественного прироста [2].

В рамках рассмотрения демографической ситуации внимание следует уделить национальному составу населения, которое оказывает влияние на особенности развития и функционирования институциональной подсистемы. Пензенский регион по составу населения многонационален: русские – 86,4%, татары – 6,0%, мордва – 4,9%, другие национальности – 2,7% [2].

МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ МАРКЕТИНГОМ В РЕГИОНЕ
Созданная модель экологического маркетинга в регионе поможет обеспечить ее присутствие в мировом информационном пространстве, для того чтобы регион мог оказывать влияние на стейкхолдеров (государственные органы, население региона, инвесторы, туристы и т. д.), как внутренних, так и внешних. Также обеспечить приток финансовых ресурсов на территорию с целью формирования и поддержания бренда для укрепления конкурентной позиции и создания дополнительных конкурентных преимуществ территории как на федеральном, так и на глобальном экономическом пространстве.

В модели экологического маркетинга отражены методы проведения анализа (сравнительный метод, кабинетное исследование и SWOT-анализ) и инструменты (экологический контроль, экологические инвестиции, экологический аудит и т. д.) на каждом из трех уровней управления (федеральном, региональном, уровень предприятия).

Нефискальные методы, использующие следующие виды инструментов: законодательную базу по охране окружающей природной среды, экологический контроль, экологическое страхование, экологическую экспертизу, экологический мониторинг, аудит, экологические нормы и требования, входят в механизм управления  экологическим маркетингом помимо методов проведения анализа.

Экономические методы управления классифицированы по принципу пополнения государственного бюджета и его расходования. Методы, связанные с пополнением бюджета, включают экологическое лицензирование и сертификацию, плату за экологические риски. Инструментами регулирования в данной группе методов выступают экологическая страховка, сертификат и лицензия, экологические и ресурсные налоги.

Методы регулирования, связанные с расходами государственного бюджета, включают инвестирование природоохранных мероприятий, поддержку НИОКР, направленных на охрану окружающей среды, кредитный механизм, рыночное квотирование, экономическое стимулирование предприятий, направленное на природоохранную деятельность, экологонаправленную занятость населения, предоставление экологических льгот регионам и предприятиям, экологическую пропаганду населения по сохранению окружающей природной среды. Инструменты: экологические инвестиции, экологические квоты и кредиты, экологическая занятость населения и экологические льготы.

Предложенная модель экологического маркетинга учитывает особенности межведомственных отношений и взаимоотношений предприятий и органов управления и нацелена на поддержание баланса устойчивости в регионе.

Практическая значимость модели экологического маркетинга в регионе заключается в решении насущных вопросов по формированию регулируемого в интересах общества рынка экологической продукции – работ, товаров, услуг.

Используемые источники
1. Малышев А.А. Разработка модели управления устойчивостью эколого-экономической системы / Г.А. Резник, А.А. Малышев // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24.
2. Малышев А.А. Анализ и оценка потенциала устойчивости эколого-экономической системы / Г.А. Резник, А.А. Малышев // Региональная архитектура и строительство. – 2011. (перечень ВАК).
3. Образование [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruob.ru/ (дата обращения: 01.10.2012).
4. Официальный сайт администрации города Пенза [Электронный ресурс]. URL: penza-gorod.ru/doc2–18.html (дата обращения: 01.10.2012).
5. Концепция стратегического развития города Пенза [Электронный ресурс]. URL: penzafond.ru/assets/files/zakon/strat_penza.pdf (дата обращения: 01.10.2012).
6. Официальный портал Правительства Пензенской области [Электронный ресурс]. URL: penza.ru/society/health (дата обращения: 01.10.2012).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».