Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N2 / 2013

Рейтинг маркетинговой мобильности предприятий

Попкова Е.Г.,
д. э. н., профессор кафедры
«Мировая экономика и экономическая теория»
Волгоградского государственного
технического университета

Хохлова С.В.,
Cтудентка
Волгоградского государственного
технического университета

В статье представлены основные аспекты авторского рейтинга маркетинговой мобильности предприятия. Методическое обеспечение рейтинга базируется на трудах отечественных и зарубежных экономистов и включает расчет шести групп показателей: сайт, поисковый маркетинг, социальные сети, реклама, маркетинг электронной почты и блог.

Маркетинговая мобильность – это способность оперативно применять комплекс маркетинга для формирования прочной рыночной позиции, формирования бренда и положительного образа компании, увеличения объемов продаж продуктов, адекватных требованиям рынка, наиболее быстрым и эффективным способом.

Мобильность подразумевает быструю реакцию на изменяющиеся внешние условия, на рыночный спрос, на специфические требования потребителя, на качественные и количественные изменения комплекса ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

Важнейшим коммуникационным ресурсом в настоящее время является Интернет, именно посредством современных технологий достигается необходимый уровень мобильности маркетинговых воздействий с возможностью организации обратной связи и контроля поведенческой модели целевой аудитории. Под интернет-маркетингом понимают практику использования всех элементов традиционного маркетинга в web-пространстве (составляющие маркетинга-микс): цена, продукт, место продаж и продвижение [2]. Таким образом, с помощью анализа интернет-маркетинга можно оценить маркетинговую мобильность предприятия.

Наша методика измерения рейтинга маркетинговой мобильности предприятия была разработана на основе зарубежных методик. Она включает анализ маркетинговой мобильности по шести направлениям: сайт, поисковый маркетинг, взаимодействие с социальными сетями, реклама, маркетинг электронной почты и блог. Каждый из этих блоков включает ряд показателей.

1. Сайт (Website):
a) страниц за визит (pages per visit) – среднее количество страниц, которые пользователь просматривает за один визит; визит считается завершенным по истечении 30 минут неактивности пользователя [3];
б) среднее время на сайте (average time on the site) – разница времени между открытием последней и первой страницы за один визит;
в) показатель отказов (bounce rate) – процент пользователей, просмотревших только одну страницу сайта;
г) количество пользователей (reach) – отношение количества пользователей сайта к количеству пользователей Интернета;
д) просмотр станиц (page views) – отношение количества просмотренных страниц сайта к общему числу страниц Интернета [5].

2. Поисковый маркетинг (search engine marketing):
a) индекс цитирования Google (Google page rank) – показатель поисковой системы, вычисляемый на основе числа ссылок на данный ресурс с других ресурсов сети Интернет, измеряется в десятибалльной шкале [1];
б) общая плата за клики (PPC budget) – общая сумма, затраченная на контекстную поисковую  рекламу [6];
в) клики (clicks) – количество кликов по контекстной рекламе с целью перехода на сайт;
г) включение сайта в веб-каталог (inclusion in a web directory);
д) строчка в поиске Google по ключевому слову.

3. Социальные сети (social media):
а) наличие лайков (likes) – пользователи, которые поделились записью на вашем сайте в  социальных сетях;
б) сообщества в социальных сетях – наличие сообществ в Facebook, Vk, Twitter, Linkedl и т. д.;
в) пресс-релизы (online press releases) – размещение на своем и чужих сайтах статей о компании, о людях компании, продуктах и т. д.;
г) статьи компании на тему бизнеса (article marketing) – написание и размещение статей,  касающихся вашей сферы деятельности на других сайтах, включая социальные сети [9].

4. Реклама (advertising):
а) изобразительная реклама (display advertising) – обычная реклама, размещенная на других сайтах, директ и контекстная реклама;
б) интерактивная реклама (interactive advertising) – такая реклама, в которой потенциальная аудитория принимает непосредственное участие (например, реклама Семенович мороженого Экзо);
в) партнерский маркетинг (affiliate marketing) – это маркетинг, в котором партнер рекламодателя получает плату за каждого подписчика, покупателя, посетителя или за продажи продуктов, которые осуществились благодаря усилиям партнера;
г) вирусный маркетинг [4] (viral marketing) – реклама, оказывающая такое воздействие на человека, что он «заражается» идеей распространения этого товара и сам становится активным ее рекламоносителем [8].

5. Маркетинг электронной почты (e-mail marketing):
а) процент пользователей, подписавшихся на рассылку;
б) наличие спама (spam reports).

6. Блог (Blog) [10]:
а) наличие комментариев (comments);
б) участие компании на сайтах-блогах с целью повышения осведомленности о компании.

Для того чтобы оценить каждый из этих показателей, присвоим первым четырем группам по 20 баллов, последним двум – по 10 баллов и будем сравнивать показатель конкретной компании с идеалом. Эталонные показатели для группы

Сайт и двух показателей из Поискового маркетинга (плата за клик и клики) были рассчитаны как среднеарифметическое значение показателей трех крупнейших мировых компаний: Apple, Microsoft и eBay (табл. 1). Для всех остальных показателей было выбрано максимально возможное значение.

Для того чтобы рассчитать рейтинг любого предприятия, необходимо сравнить значение показателей предприятия с идеальными значениями показателей. Алгоритм расчета представлен в табл. 2. За «X» принято значение показателя некоего предприятия.

Используя такие несложные расчеты, вы можете узнать рейтинг маркетинговой мобильности своего предприятия или предприятий конкурентов. Данные можно найти на сайтах Google Analytics, Alexa и Яндекс Метрика. Оценивайте свой рейтинг, а главное, помните – рейтинг всегда можно повысить!

Используемые источники
1. Индекс цитирования веб-сайтов [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_цитирования_веб-сайтов (дата обращения 31.10.2012).
2. Интернет-маркетинг [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-маркетинг (дата обращения: 31.10.2012).
3. Просмотры страниц. Посещения. Посетители. Google Analytics [Электронный  ресурс]//Проектирование сайта, идеи интернет-маркетинга, аналитика. Режим доступа: pronauku.com/prosmotry-stranits-poseshcheniya-posetiteli-googleanalytics (дата обращения: 31.10.2012).
4. Что такое вирусный маркетинг (партизанский маркетинг)? [Электронный ресурс]//Режим доступа: genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=c4c789e6b211-4f3e-b01e-ca652ebce18f (дата обращения: 31.10.2012).
5. 6 components of a successful marketing strategy [Electronic resource]: Access mode: aspireid.com/aspire-id-blog/integrated-emarketing/6-components-ofasuccessful-online-marketing-strategy/(dare of reference: 31.10.2012).
6. 8 Components of an Internet Marketing Strategy [Electronic resource]: Access mode: myvarocks.com/2012/02/6-month-marketing-plan/#.UJD3mHVLN1Q (dare of reference: 31.10.2012).
7. Alexa: the web information company [Electronic resource]: Access mode: alexa.com/(dare of reference: 31.10.2012).
8. Define Online Marketing [Electronic resource]: Access mode: reference. yourdictionary.com/word-definitions/define-online-marketing.html (dare of reference: 25.10.2012).
9. Internet marketing 101 [Electronic resource]: Access mode: homebusiness.about.com/od/marketingadvertising/a/IMarketing101.htm (dare of reference: 25.10.2012).
10. Learn internet marketing [Electronic resource]: Access mode: interleado.com/learn-internet-marketing.php (dare of reference: 25.10.2012).

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».