Новости

Все новости 2007

Отрывок из книги "Как лидировать"

09.11.2007

Отрывок из книги "Как лидировать"

Создание схемы лидерства

книга Джо Оуэна "Как лидировать"
Издательство: "Дело и Сервис" 2008 г.

книга Джо Оуэна "Как лидировать"

Постепенно схема лидерства начала проясняться. Было понятно, что ожидается от лидеров в организациях всех типов. Но эти ожидания на разных уровнях каждой из организаций были разными. Правила успеха и выживания отличались друг от друга. Это объясняет, почему люди часто обнаруживают, что не соответствуют положению, до которого их повысили. Правила, которым следуют на одном уровне, не работают на следующем, более высоком уровне организации. «Высотная слабость» представляет собой реальную проблему с точки зрения лидерства: вы можете преуспеть на одном уровне, но потом обнаружить, что задача слишком сложна на более высоком уровне, где правила успеха изменились до неузнаваемости.
Слишком многие работы о лидерстве сосредоточены на том, что происходит на верхушке организации. Это важный вопрос. Правила, действующие на верхнем уровне организации, не годятся для того, кто только начинает путь лидерства. Организация, где полно людей, желающих быть похожими на Чингисхана, вряд ли может быть приятным местом. Не будет проку, если мы отметим на схеме только конечный пункт назначения. Нам необходимо составить карту всего пути до конечного пункта.

«Организация, где полно людей, желающих быть похожими на Чингисхана, вряд ли может быть приятным местом»

Справиться с переходом с одного уровня лидерства на другой всегда трудно. Неудачи часты даже на высшем уровне организации. Средняя продолжительность карьеры глав компаний из списка 100 ведущих компаний FTSE сейчас менее пяти лет. Стоит узнать, как на разных уровнях различаются правила успеха и выживания.
Наконец, мы получили схему, показывающую, как выглядит хорошее лидерство на каждом из уровней.
Многое из того, что вы можете увидеть ниже на схеме эффективного лидерского поведения, может показаться очевидным. Но прежде чем продолжить чтение, попытайтесь выполнить два упражнения. Сначала вспомните тех, кого вы считаете эффективными лидерами на разных уровнях вашей организации, и посмотрите, насколько хорошо они демонстрируют перечисленные характеристики. Безусловно, будут некоторые различия: поскольку лидеры – это люди, значит, различия неизбежны. Но есть вероятность, что если они хорошие лидеры, они в большей степени обладают этими характеристиками, чем равные им по положению.

Эффективное лидерское поведение


Эффективное лидерство

Основы лидерства: начинающие
лидеры

Практика лидерства: лидирование от средних уровней

Овладение искусством лидерства: лидирование от верхних уровней

Опора на людей

Не ставит себя в центр, управляет снизу вверх, поддерживает других

Создает атмосферу обязательности. Умеет влиять на людей. Создает сети единомышленников

Формирует, выстраивает и мотивирует лидерскую команду

Позитивный настрой

Внутренне мотивирован, честолюбив, способен адаптироваться, хорошо знает себя. Находит решения, а не проблемы. Добровольно предлагает свои услуги.

Относится к неопределенности как к благоприятной возможности, а не как к риску. Хорошо умеет управлять конфликтом.

Хорошо справляется с кризисами, умеет донести до других свое видение ситуации, концентрируется на битвах, которые необходимо выиграть. Решителен.

Профессионализм

Изучает бизнес, учится лидерству. Лояльный. Надежный.

Осваивает основные навыки, видит то, что находится за рамками его обязанностей

Демонстрирует честность, прямоту; является олицетворением основных ценностей

В схеме лидерства есть одна загвоздка. Когда вы переходите с одного уровня лидерства на другой, правила игры не меняются полностью. Вы не можете заменить один свод правил другим. Добавляются новые правила успеха: вы должны делать все, что вы делали на прежнем уровне, и добавить новые правила для нового уровня. Планка поднимается с каждым уровнем организации.
На практике это означает, что решающее значение имеют первые годы карьеры лидера. Сформировавшиеся в этот период привычки потом не исчезнут. Если в начале пути приобрести неправильные привычки, потом трудно будет от них избавиться.
Теперь попробуйте посмотреть с другого конца подзорной трубы на некоторых менее эффективных менеджеров в своей организации. Существуют ловушки, в которые попадают лидеры на каждом уровне организации. Это не проблемы некомпетентности, хотя и они временами встречаются; это ловушки, в которые попадают вполне достойные менеджеры. В результате они остаются менеджерами, но никогда не становятся лидерами.

Неэффективное лидерское поведение


Неэффективное лидерство

Основы лидерства: начинающие
лидеры

Практика лидерства: лидирование из средних уровней

Овладение искусством лидерства: лидирование из верхних уровней

Опора на людей

Эгоцентричен; живет в рациональном мире; низкий эмоциональный коэффициент, не понимает расстановки сил.

В фокусе внимания не люди, а знания и опыт, примитивно понимает значение сетей единомышленников и особенности политики.

Нанимает слабых двойников, ощущает угрозу со стороны одаренных людей. Неохотно делегирует полномочия.

Позитивный настрой

«Я не могу это сделать», зациклен на проблемах, делегирует полномочия наверх.

Уходит от ответственности в комфортную зону власти. Избегает ответственности

Не хватает гибкости для себя и организации; домоправитель.

Профессионализм

Просто один из многих.

Теряет доверие, слишком увлекшись политическими играми. Лидер в раздевалке.

Выезжает за счет статуса и титула.

Эти описания эффективных и неэффективных лидеров вряд ли вас удивили. Но для создания схемы лидерского пути необходим еще один шаг. Мало проку говорить людям, что лидеры должны вдохновлять, быть героическими или харизматическими. Большинство из нас такими не будут. Вы не можете с легкостью научиться харизме. Более того, большинство лидеров полагают, что харизма и героизм как раз неверные стили лидерства. Хорошие лидеры не притворяются, что все знают и не пытаются делать все сами. Для них лидерство – командный вид спорта. Они знают, что у них есть слабые стороны; их команды уравновешивают их собственные достоинства и недостатки.
Вместо того, чтобы фокусироваться на героизме и харизме, лидеры сосредоточены на практических навыках, необходимых для лидера. Они помогли выявить 30 практических навыков, отличных от специальных навыков работы (бухгалтерии, юриспруденции, правил кройки). Также есть качественные отличия от того, как менеджеры обучаются тем же или похожим навыкам. Это навыки, которыми лидер должен начать овладевать с самого начала своей карьеры.
Этот подход к лидерству, основанный на навыках, воодушевляет. Он отметает всю пустую болтовню о героических лидерах, и сводит все к вещам, которым обыкновенные люди могут научиться. Эффективным лидерам даже не нужно учиться всем этим навыкам. Все лидеры признавали, что у них есть слабые стороны и что они все еще учатся. Если быть уверенным в своих силах и знать свои недостатки, можно собрать себе в помощь правильную лидерскую команду, и не скрывать, что продолжаешь учиться.
Наконец, все лидеры говорили, что они преуспели, потому что использовали свои сильные стороны. У всех есть слабые стороны – но, опираясь на них, не достичь успеха. Нам не нужно пытаться быть кем-то еще. Просто нам следует максимально использовать все лучшее, что в нас есть. Нам нужно опираться на свои достоинства и обходить стороной недостатки. 
Эта книга – ваш путеводитель по дороге лидерства. Она рассказывает о многих практических навыках, отличающих эффективных лидеров от не очень эффективных. Она не гарантирует успех, но поможет вам сдать карты в вашу пользу.



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».